Определить тип общества по таблице. Сравнительная характеристика разных типов общества. Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Традиционное
Индустриальное
Постиндустриальное
1.ЭКОНОМИКА.
Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
3. ПОЛИТИКА.
Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
ЦЕЛЬ.
Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Типы общества.

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество - тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности:

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятия Определения
индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизация рост городов и городского населения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Урок 27-29

Обществознание, профильный уровень

Д.З: § 11-12, ?? (с.125-126), задания (с.126)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть подходы к типологии обществ, особенности традиционного, индустриального, постиндустриального этапов развития обществ;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать типологии обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • традиционное общество;
  • индустриализация;
  • техногенная цивилизация;
  • постиндустриальное общество;
  • западное общество;
  • цивилизация восточного типа;
  • внеэкономическое принуждение;
  • теократия;
  • секуляризация;
  • социальный контракт

Изучение нового материала

  • Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
  • Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества.
  • Типология цивилизаций.

Вспомните. Каковы основные уровни рассмотрения общества? Чем характеризуется историко-типологический уровень? В чём суть цивилизационного подхода к общественному развитию? Когда зародилось индустриальное общество? Какие этапы в своём развитии оно прошло?


Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Критерий - признак, основание,

мерило оценки чего-либо.

Определение типов общества зависит от критерия.


Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • дописьменные

и письменные

  • Предметное письмо
  • Пиктографическое письмо
  • Иероглифическое письмо
  • Слоговое письмо
  • Алфавитное письмо

Письменность - графическая система записи

сведений, одна из форм существования

человеческого языка


Простые (архаические) и сложные

(в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней

управления обществом, а также степень его дифференциации):

  • в простых обществах отсутствуют

руководители и подчиненные,

богатые и бедные;

  • в сложных обществах существует

несколько уровней управления

и несколько социальных слоев

населения, расположенных

сверху вниз по мере убывания

доходов.


(в качестве критерия в данной типологии выступает

формационный признак)

Тип формации (строя)

Классы

Владеющий средствами производства

Первобытное общество

Бесклассовое общество

Рабовладение

Не владеющий средствами производства

Рабовладельцы

Феодализм

Рабы

Феодалы

Капитализм

Буржуазия

Зависимые крестьяне

Наемные рабочие

1. первобытное

общество,

2. рабовладельческое

общество,

3. феодальное

общество,

4. капиталистическое

общество.


(в качестве критерия в данной

типологии выступает

уровень развития)

(критерий господствующий

вид производящей

деятельности)

  • Развитые общества,
  • Общество охотников и

2. Развивающиеся

общества,

3. Отсталые общества

собирателей;

2. Огороднические

общества;

3. Аграрные общества;

4. Промышленные

общества


Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное)

  • сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
  • Главное богатство – земля, скот, вода, которые в основном были собственностью общины.
  • В производстве преобладает ручной труд.
  • Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота .
  • традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество) .
  • Государство имеет форму монархии; отсутствие у людей прав и свобод; власть выше закона.
  • Господствует религия (она руководит всеми сферами общественной и личной жизни человека); большинство населения – неграмотные; преобладает устный фольклор.

На этой ступени развития сегодня находятся две трети обществ мира (большинство стран Африки, Латинской Америки и Азии).


Традиционное общество

Экономика

Высокая зависимость от природных условий; главная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хозяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия; правовая незащищенность; власть сильнее закона; подчинение общества государству

Социальная сфера

Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи

Духовная сфера

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения


Индустриальное общество

  • Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.
  • Широкое применение машин, станков, конвейера.
  • Преобладание городских жителей над сельскими, урбанизация (рост городов, расширение доли городского населения).
  • Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
  • капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
  • Главные регуляторы общественной жизни – право, законы.
  • Преобладание республиканской формы правления; провозглашение политических прав и свобод, равноправия граждан, демократии.
  • Массовая грамотность, развитие образования; распространение массовой культуры.
  • Сегодня к индустриальному типу общества относят: Францию, Германию, Великобританию, Италию, Россию, Канаду, Швецию, Китай, Индию и др.

Индустриальное общество

Экономика

Развитая фабричная промышленность; интенсивные методы производства; автоматизация и механизация производства; конвейер; массовое производство; частная собственность; урбанизация

Политика

Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм;

Социальная сфера

Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; партнерская семья; индивидуализм;

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения; зарождение массовой культуры; превращение науки в непосредственную производительную силу; рационализация духовной жизни


Постиндустриальное общество

  • Преобладание сферы услуг над производством; большинство населения занято в сфере услуг.
  • Широкое использование в производстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберегающие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
  • Автоматизация производства, роботы, компьютеризация (информатизация) общества.
  • Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.
  • Абсолютное большинство населения живет в городах
  • Особая роль науки и образования; непрерывное образование.
  • Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
  • Полноценное правовое государство, сильное гражданское общество.
  • К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.

Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика;

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация

Социальная сфера

Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества

Духовная сфера

Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство






Закрытые и открытые общества

Для закрытого общества характерна статичная социальная

структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к

нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная

идеология, коллективизм.

Открытое общество характеризуется динамичной социальной

структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям,

индивидуализмом и демократической плюралистической

идеологией.


ИТОГ:

Индустриальное

общество

Традиционное

общество

Постиндустриальное

общество

преобладающая сфера производства:

Промышленность

Сельское хозяйство

Сфера услуг

характерные черты производства:

Машины, конвейер

Роботы, компьютеры

Ручной труд

преобладающая группа населения:

Сельчане

Горожане

Горожане

основной источник энергии:

Дрова, физическая

сила человека, скота

Природные энергоносители:

Атомная энергия,

альтернативные источники

нефть, газ, уголь

регуляторы общественной жизни:

Традиции, обычаи

Право, законы

Право, законы

главная ценность:

Информация, знания

Капитал

Земля

политическая сфера общества:

Монархия, бесправие

Правовое государство, гражданское общество

Республика, права человека


  • Рост мировых экономических и финансовых связей;
  • Развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;
  • Обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Информационная революция

  • Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера.
  • Со циальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше.
  • Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.
  • Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».

Проверь себя

1) Какие черты традиционалистского мышления запечатлены в метафорах судьбы, рока? Почему так велико их значение в древнегреческих трагедиях?

2) В чём отличие традиционалистского отношения к природе от индустриального?

3) Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времён»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4) Какова роль науки в индустриальном обществе? Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо, что науки и искусства лишь обвивают цветами цепи, сковывающие человека?

5) Можно ли отождествить цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой? Чем отличается цивилизованный капитализм от авантюрного предпринимательства?

6) Согласны ли вы с тем, что революции и сегодня являются «локомотивами истории»?

7) Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гиннесса?


1.Какой из названных признаков характеризует традиционное общество:

2.Преобладание патриархального типа семьи характерно для:

  • господствующее положение церкви;
  • активное внедрение науки и техники в производство;
  • отделение церкви от государства;
  • светский характер культуры.
  • индустриального общества;
  • традиционного общества;
  • информационного общества;
  • индустриального и информационного общества.

3.Выберите верное суждение:

1. в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства;

2. в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи;

3. для традиционного общества характерен процесс компьютеризации

промышленности;

4. в традиционном обществе преобладала светская культура.

4.Какой из признаков характеризует индустриальное общество:

  • ведущая роль сельского хозяйства;
  • преобладание промышленности;
  • отсутствие разделения труда;
  • решающее значение сферы услуг.

5. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

6. Для постиндустриального общества характерно:

  • личность стала подчиняться общине;
  • происходит вытеснение религии из общественной жизни;
  • возросла роль обычаев в общественной жизни;
  • усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
  • сословное деление общества;
  • натуральный характер хозяйства;
  • преобладающее развитие сферы услуг;
  • выделение торговли как особой сферы деятельности.

7. Основой постиндустриального общества являются:

8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу:

1. упрочилось преобладание сельского хозяйства;

2. усилились основные различия;

3. наука становится производительной силой общества;

4. усиливается роль религии.

  • информация и знания;
  • капитал и труд;
  • знания и труд;
  • земля и знания.

9. Для постиндустриального общества характерна ведущая роль:

10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности

характерны:

  • добывающей промышленности;
  • перерабатывающей промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • информационных технологий.
  • только для традиционного общества;
  • для традиционного и индустриального общества;
  • только для индустриального общества;
  • для индустриального, постиндустриального общества.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Критерии выделения типов обществ Отношение людей к природе Отношение людей друг к другу Система ценностей и жизненных смыслов

Модернизация Переход от традиционного общества к индустриальному: 1) Промышленный переворот 2) Реформация 3) Возрождение 4) Буржуазные революции

Линии сравнения Отношения человек и природа Социальные отношения Производственные отношения Социальная мобильность Регуляторы общественной жизни Доиндустриально е общество Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество

Линии сравнения Индустриальное общество Постиндустриальное общество Покорение, подчинение, преобразование природы Глобальное, неконтролируемое Угроза экологического кризиса, гармоничное развитие общества и природы Глобальное, контролируемое Личная свобода, индивидуализм Производственн Внеэкономическое ые отношения принуждение к труду Экономическое принуждение к труду Правовые – трудовой контракт Социальная мобильность Нет Высокий уровень социальной мобильности Регуляторы общественной жизни Традиции, обычаи Право, законы Влияние человека на природу Доиндустриальное общество Воспринимает природу как живое существо Локальное, неконтролируемое Социальные отношения Личная зависимость (феод. лестница, крепостничество), общинность, коллективизм

Заполните таблицу Традиционное Индустриальн общество ое общество Экономическа я сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера Постиндустриа льное общество

Традиционное общество Экономика Политика Социальная сфера I II III Духовная сфера Высокая зависимость от природных условий; главная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хозяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство Абсолютная монархия; правовая незащищенность; власть сильнее закона; подчинение общества государству Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

Индустриальное общество Экономика Политика Социальная сфера Развитая фабричная промышленность; интенсивные методы производства; автоматизация и механизация производства; конвейер; массовое производство; частная собственность; урбанизация Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм; Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; нуклеарная семья; индивидуализм; Духовная сфера Рост образовательного уровня населения; зарождение массовой культуры; интенсивное внедрение науки в производство; рационализация духовной жизни

Постиндустриальное общество Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика; Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство

Постиндустриальное общество Концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге. Д. Белл – «Пришествие постиндустриального общества» (1947 год). Ряд стран все больше становятся информационными обществами, сосредоточенными на знании и производстве знания.

Информационная революция §Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера. §Социальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше. §Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность. §Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ» .

Информационное общество Тотальное использование информационных технологий. Информационная сеть банков данных. Информация – фактор личностного развития. Свободное движение информации – новая форма демократии. Знание – ключевой источник новшеств и основа социальной организации. Меритократия. Собственники капитала должны уступить власть профессиональным менеджерам (революция менеджеров).

ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Рост мировых экономических и финансовых связей; Развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети; Обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Основные черты восточной и западной цивилизации Восточная цивилизация Западная цивилизация Зависимость собственности от Развитый рынок, частная собственвласти, господство государственной ность, предпринимательство и собственности над частной конкуренция в экономике Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Правовое государство, демократические формы правления Интересы личности подчинены общественным, коллективным Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта

Домашнее задание § 11 -12, читать Материал в тетради учить Составить таблицу

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.