Расчет электроэнергии в году без счетчика. Тарифы и нормы. Расчет для нежилых общественных помещений

Для того чтобы пользоваться услугами и товаром (электричеством), который предоставляют поставщики электроэнергии, каждый потребитель должен быть оборудован исправным и поверенным элементом учёта, то есть счётчиком. Расчёт энергопотребления должен выполняться по снятым показаниям, однако, как быть если электросчетчик был украден, снят по каким-то причинам или же признан недействительным? В этом случае производится расчет электроэнергии по нормативу (без счетчика).

Расчет энергопотребления по счетчику

Для населения, проживающего в частных домах и квартирах и оборудованных элементами учёта, рассчитать потреблённую электроэнергию за определённый период времени достаточно легко. Для этого нужно всего лишь посмотреть показания за текущий месяц, отнять от них показания за предыдущий месяц и умножить на действующий тариф. При этом нужно быть внимательным ведь учитываются только цифры, указанные до запятой. О том, мы подробно рассказали в отдельной статье.

Если стоит элемент учёта и с поставщиком подписан договор по двухтарифному или многотарифному режиму потребления, то ведётся особый расчет. Стоимость каждого киловатт/часа зависит от времени суток. Днём цена за электричество будет дороже, а ночью дешевле. При этом данный счётчик - это современный электронный прибор, который ведёт учёт расхода и вывод его на дисплей. Без труда, в любой момент есть возможность просмотреть отдельно показания за дневное и ночное, а затем аналогично рассчитать, умножив разницу на соответствующий тариф. Стоимость одного кВт/ч напрямую зависит от типа жилого помещения:

  • с газовой плитой;
  • с электроплитой.

Для домов, которые находятся в селе либо посёлке нормативы также могут отличаться.

Цены для юридических лиц и предприятий отличаются от цен для населения и зависят от итого рыночных торгов для конкретного региона. Просмотреть эту информацию можно на сайте гарантирующего поставщика электроэнергии.

Расчет без счетчика (по нормативу)

Если по счетчику потребление электроэнергии вычисляется и оплачивается без труда, то вот в случае когда его нет ситуация и формула подсчётов в корне меняется. Для частного дома или жилого помещения в многоквартирном доме существует норматив, который зависит от следующих факторов:

  • количества комнат, при этом обязательно учитывается размер их по площади;
  • наличия или же отсутствия электроплиты;
  • количества жильцов, зарегистрированных на жилплощади.

В 2017 году к плате по нормативу стал учитываться коэффициент, составляющий значение 1,5 и это связанно, как утверждают, чиновники, с увеличением количества электроприборов и как следствие общей мощности. В связи с этим потребление безучетной электроэнергии стало настолько невыгодно, что больше напоминает штрафные санкции, нежели оплату по нормативу.

Вот пример реального выведенного потребления. Для двухкомнатной квартиры в одной из многоэтажек, в которой прописано совершенно официально два человека и есть электрическая плита. Норматив на одного человека составляет 91 кВт/ч. для того чтобы рассчитать ежемесячный платёж необходимо:

  1. Взять выведенный электропоставщиками и чиновниками норматив 91 кВт/ч, умножить на количество проживающих жильцов, то есть 2.
  2. Умножить на действующий тариф, составляющий 3,53 рубля за 1 киловатт/час.
  3. И ещё раз умножить на повышающий коэффициент 1,5.

При этом получается довольно внушительная сумма в размере 964 рубля.

Как не платить повышающий коэффициент

Дело в том что существует возможность совершенно законно отказаться от уплаты и расчета электроэнергии по нормативу учитывая повышающий коэффициент. Для этого нужно предоставить документ (справку) подтверждающую что:

  • установка элемента учёта электрической энергии невозможна по техническим причинам;
  • жилой дом признан аварийным.

Расчет для нежилых общественных помещений

Расчёт израсходованной электроэнергии за общедомовые нужды, сокращённо ОДН, не так давно был вписан в счёт за коммунальные услуги отельной строкой. С января 2017 года произошли изменения, но исчезнуть никуда эта цифра не может, ведь кто-то должен платить за электричество. В перечень этих нужд входят следующее:

  • Освещение подъезда, лестничной клетки.
  • Питание домофонов и видеокамер, если они установлены для поддержания порядка.
  • Электропитание лифтов.
  • Другие типы потерь энергии в сетях многоквартирных домов.

Естественно, что величина оплаты напрямую зависит от показаний счетчиков, но их установка для контроля сетей нежилых помещений не всегда существует. Если всё же счётчик есть, то каждая квартира будет платить сумму соответствующую площади проживания. Всё же этот вариант высчитывается по мощности и зависит от неё, ситуация по учёту без счетчика немного другая.

Как же ведутся такие расчёты, если элемента учёта не существует? Как и с жилыми помещениями существует общий норматив, установленный администрацией области. После чего этот показатель умножается на площадь общедомового хозяйства и на площадь отдельно взятой квартиры многоэтажного дома. В каждом регионе существует своя норма и она является ключевой величиной подсчётов потребления электроэнергии.

Как видите, в настоящее время исправный электрический счётчик как для жилых, так и для общественных помещений и потребителей является единственным действенным методом платить меньше, и только за фактически израсходованную энергию. Теперь вы знаете, как выполнить расчет электроэнергии по нормативу и понимаете, насколько затратно оплачивать счета за электричество без счетчика!

На чем можно сэкономить:

Нравится(0 ) Не нравится(0 )

Свет / Тарифы на электроэнергию

В Московской области проходят массовые проверки индивидуальных приборов учета электроэнергии. В случае признания счетчика неисправным потребитель переводится на оплату электроэнергии по нормативу. Что это значит с практической точки зрения? ЭнергоВОПРОС.ру публикует разъяснения, как рассчитывается плата за свет по счетчику и в случае его отсутствия.

Расчет электроэнергии в Московской области по счетчику

Если квартира или частный дом оборудованы исправным счетчиком электроэнергии, то расчет стоимости потребленной электрической энергии производится исходя из показаний прибора учета.

Берутся показания за текущий месяц, из них вычитаются показания за прошлый месяц. Получившийся объем потребления умножается на действующий тариф на электроэнергии. При снятии показаний счетчика электроэнергии, цифры необходимо учитывать до запятой.

Одноставочный (единый , без разбивки на день/ночь) тариф на электроэнергию с 1 июля 2017 года в Московской области составляет:

  • 5,04 руб за кВт.ч. для домов с газовыми плитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов с электроплитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов, расположенных в сельском населенном пункте.

Двухзонные (день /ночь) и трехзонные (пик /покупи/ночь) тарифы на электроэнергию в Московской области можно

Расчет стоимости электроэнергии по нормативу

В случае если счетчик электроэнергии в квартире (частном доме) отсутствует, либо признан неисправным, либо у него закончился срок поверки (межповерочный интервал), то расчет стоимости потребленной электроэнергии рассчитывается, исходя из нормативов.

Норматив в данном случае - это расчетная величина потребления электроэнергии на одного человека, утверждается региональными властями. Она (это величина) зависит от количества комнат в квартире (доме ), наличия/отсутствия электрической плиты и количества зарегистрированных (официально ) жильцов. Считается, что нормативы выводятся на основании неких статистических данных относительно среднедушевого потребления электроэнергии. Но на практике к реальному потреблению они имеют отдаленное отношение.

После того, как в течение последних лет для квартир, не оборудованных счетчиками, плату по нормативу стали увеличивать на постоянно повышаемый коэффициент (с 1 января 2017 года он составляет 1,5), плата по нормативу превратились в некоторое подобие штрафа для тех, кто до сих пор не поставил прибор учета.

В настоящее время в Московской области действуют нормативы, введенные в силу распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления».

Посмотреть документ полностью можно по этой ссылке http://docs.cntd.ru/document/537985136 .

Для примера: для двухкомнатной квартиры с электрической плитой, где официально зарегистрировано 3 жильцов норматив потребления электроэнергии составляет 91 кВт.ч. в месяц.

Размер месячного платежа за свет в таком случае устанавливается следующим образом: норматив (91 кВт.ч.) умножается на количество жильцов (трое ), действующий одноставочный тариф для домов с электроплитами (3 ,53 руб за кВт.ч.) и повышающий коэффициент 1,5.

Получается:

91*3*3,53*1,5 = 1445,535 руб

Не платить повышающий коэффициент в 1,5 можно в том случае, если вы сможете предоставить справку об отсутствии технической возможности установки счетчика. От уплаты повышающего коэффициента также освобождаются жители домов, признанных аварийными.

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области www.mgkh.mosreg.ru, 20.09.2017) (вступило в силу с 1 октября 2017 года).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации , пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества" :

1. Утвердить:

1.1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 1).

1.2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 2).

2. Установить, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.06.2017.

3. Норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным 0.

4. Признать утратившими силу распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.10.2016 N 200-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области" с 01.06.2017.

5. Организационно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области организовать опубликование настоящего распоряжения в газете "Еженедельные новости. Подмосковье" и размещение на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Доркину И.С.

Министр жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
Е.А.Хромушин

Приложение 1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 1
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16

Разноуровневые многоквартирные дома более 16

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей лощади

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов "Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома более 16 этажей" присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

4. Для домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применяется категория жилых помещений 1 "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".

5. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2017 года распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20 сентября 2017 года N 178-РВ)

Приложение 2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 2
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Норматив потребления

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

кВт·ч в месяц на кв. метр

4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

кВт·ч в месяц на кв. метр

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. При определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Сергей Савчук

Эксперт: социальные нормы электропотребления в России неэффективны Ввод социальной нормы электропотребления для населения в России может оказаться неэффективным, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание. Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной "жизненно важной" темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к "этой стране". Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Российские электроэнергетики готовятся к холодной зиме На особом контроле Минэнерго находится подготовка к зимнему периоду в Крыму. Сейчас ситуация с энергоснабжением на полуострове стабильная и сформирован запас резервных мощностей и оборудования, энергокомпании провели необходимые ремонты.

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов. По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух. Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной. При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто "съел" больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы. Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось. Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть "недоимки" покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности. Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно. При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов. Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось. В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по "экономически обоснованному производителем и поставщиком". Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Хуже всех в России оценивают качество работы коммунальных служб жители подмосковного Волоколамска, следует из результатов опроса, проведенного порталом недвижимости Domofond.ru.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства. Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий. Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем "тянет" 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

На очереди не менее занимательная тема — какие будут тарифы на электроэнергию для населения России с 1 июля 2019 года.

Если сравнивать доступность электроэнергии для населения между странами Европы, то Россия занимает третье место, судя по данным за первое полугодие 2019 года.

Дешевле электричество стоит для граждан только Украины и Казахстана, в Белоруссии ненамного дороже, а дальше рост цен уже более значительный.

Общая европейская статистика граждан России не слишком интересует, их волнует тот факт, что тарифы на электроэнергию постоянно растут. Хорошо, хоть не на 55,7%, как на Украине, и даже не на 24,6%, как в Белоруссии, но и обещанные 4% не радуют , несмотря на то, что повышение вступит в силу только в июле этого года.

Тариф в данном случае – это стоимость потреблённой электроэнергии, выражается в рублях за 1 киловатт-час (кВт⋅ч). На самом деле это сложносоставленный показатель, в который входит много компонентов.

Методика расчёта тарифов разрабатывается на федеральном уровне. Руководствуясь ею, региональные органы исполнительной власти устанавливают конкретные тарифы для своего региона. После публикации соответствующего постановления в местной прессе тарифы становятся действующими.

Перемена тарифов, а точнее говоря, точка смены значений, назначена на первое июля по всей стране. Раньше меняли в начале года, это как-то привычнее.

Но холодная Россия – не Италия и не Греция, для неё понятие отопительного сезона как единого процесса важнее, чем соблюдение бухгалтерского периода. Да и инфляция разгоняется именно в начале года, так что перенос момента смены тарифов на середину лета выглядит вполне оправданным.

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 году в наибольшей степени ощутят граждане, избегающие установления счётчика. К ним не относятся те, кто не пользуется счётчиком по объективным причинам – из-за ветхих домов, или аварийных, или подлежащих сносу и пр.

Таких всего около 5% по всей России, вот для них платёжки увеличатся значительно.

Она достаточно громоздка, к тому же, имеет тенденцию к усложнению. За основу берётся понятие базового тарифа, к которому применяются понижающие коэффициенты.

Базовым считается тариф, который устанавливается в городских домах с газовыми плитами и центральным отоплением (во всяком случае, не электрическим).

К базовому тарифу применяется понижающий коэффициент для оплаты электроэнергии в домах с электроплитами и электроотопительными установками. Это в том случае, если указанное электрооборудование должным образом зарегистрировано.

Такой же коэффициент обычно вводится и для расчётов с жителями в сельской местности, хотя региональные власти вправе корректировать эти коэффициенты в пределах от 0,7 до 1.

То есть, жители сёл платят за потреблённое электричество на 30% меньше , и неважно, какие у них плиты – газовые, или электрические, или иные.

Приравненными к населению считаются те, кто рассчитывается за электроэнергию по общему счётчику.

Это могут быть различные объединения граждан некоммерческого характера, например, дачи, кооперативы, гаражи и прочее. Сюда же относятся жилые зоны при воинских частях и другие объекты. В каждом регионе это всё подробно регламентировано.

За израсходованную электроэнергию в основном платят по счётчику. Обычный счётчик просто крутится, считая потраченные киловатты, и ему всё равно, день в данный момент или ночь. Это единый счётчик, или, как сейчас его называют, одноставочный – у него одна ставка, один тариф для любого времени суток.

Однако есть и другие, более современные, которые разделяют сутки на день и ночь. Такие счётчики называются двухзонными, или дифференцированными по двум зонам суток.

Есть ночной тариф, с 23 часов до 7 утра, и дневной, с 7 утра до 23. Дневной тариф значительно выше ночного.

Появились и счётчики трёхзонные, дифференцированные по трём зонам суток:

  • пиковую — с 7 до 9 и с 17 до 20 часов;
  • полупиковую – с 9 до 17 и с 20 до 23 часов;
  • ночную — с 23 до 7 утра, она совпадает с ночной зоной двухзонного счётчика.

Самое дорогое электричество в пиковое время, а самое дешёвое – в ночное.

Для расчётов за оплату проще всего, конечно, единый счётчик. Умножил стоимость киловатта на потраченное количество – и плати полученную сумму.

Оплата по остальным видам тоже не слишком сложна: надо подсчитать частичные суммы и сложить их. Тариф для каждой зоны известен, киловатты показывает счётчик, так что никаких проблем.

Сложность появляется тогда, когда начинают менять часовые пояса в масштабах страны. Или когда отменяется/возвращается переход на зимнее время, или когда проводят «реформу времени» — и такое уже бывало не раз.

В таких случаях приходится перепрограммировать двух- и трёхзонный счётчик, а это стоит денег, около 2-3 тысяч руб. Но обычной, единый счётчик, не обращает внимания на такие подробности.

3. Введение социальной нормы потребления электроэнергии

В последние годы в России проводится многоплановая работа по упорядочению рынка электроэнергии. Её стоимость для населения, выраженная в тарифах, гораздо ниже той, которую можно назвать экономически обоснованной.

Правительство старается найти путь, как отделить граждан рядовых, не слишком обеспеченных, от тех, которые под их прикрытием расходуют дешёвую энергию в неоправданно больших количествах. Например, отапливает электросауны, бассейны, полы в обширных особняках, щедро освещает приусадебные участки и прочее.

Одной из мер, способных заставить таких владельцев недвижимости платить рыночную цену за электроэнергию, является введение социальной нормы потребления. Эта мера также призвана уменьшить перекрёстное субсидирование и мотивировать население на экономное расходование электричества.

Надо сказать, что введение соцнормы влечёт за собой значительное усложнение расчётов, и именно из-за этого её не спешат вводить (в том числе).

Ведь таблица тарифов увеличится, базовый тариф будет уже в двух ипостасях, то же самое для сельских жителей, и вообще для каждой строчки.

Кроме того, соцнорма предполагает привязку к количеству лиц, зарегистрированных в объекте, к состоянию самого жилья, так что подсчёты суммы для оплаты электроэнергии существенно усложнятся.

В 2013 году был начат эксперимент по введению соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ выделили регионы, на которых запустили пилотный проект. Это оказались Ростовская, Владимирская области, Красноярский и Забайкальский край, области Нижегородская, Орловская, Самарская.

Однако сразу после запуска началась компания по срыву эксперимента, появилось много публикаций, направленных на его дискредитацию. В 2013-2014 годах дело доходило до митингов на местах, которые, как правило, инициировали местные чиновники и депутаты.

И все, как один, беспокоились о среднестатистическом жителе России, у которого и так низкий уровень потребления электроэнергии.

Приводились доводы о том, что страна не готова, что это только способ скрытого повышения тарифов, что необходимой техники нет, что методика не разработана, и прочее. Многое из сказанного действительно имело место, но и методика, и техника появляются только после того, как начата какая-то работа в заданном направлении.

Кроме того, против этой инициативы правительства высказалась Счётная палата РФ, определившая, что заявленных целей проект не достигает.

Активно против введения соцнормы и идеи Минэнерго о дифференцированном тарифе выступил ОНФ. Он тоже счёл введение подобных мер попыткой содрать побольше денег с населения, вместо того, чтобы наладить работу энергокомпаний, сделать формирование тарифов полностью прозрачными.

Тем не менее, эксперимент продолжился, но регионам дали право выбирать — вводить у себя соцнорму на расходование электроэнергии или продолжать старую практику расчётов.

К тем, кто не согласился вводить социальную норму, относится, к примеру, администрация Смоленской области. Основные аргументы сводятся к известным, в основном к тому, что населению придётся платить больше.

При этом игнорируется то обстоятельство, что именно к компетенции руководителей области относится определение социально оправданных норм, которые не дают эффекта массового превышения.

Также была приведена ссылка на недостаток сведений о тех категориях граждан, к которым применяется соцнорма: на несоответствие числа проживающих и зарегистрированных лиц, на отсутствие сведений об одиноких пенсионерах и прочее.

Действительно, дело это непростое, тут требуется наладить взаимодействие федеральных и местных подразделений, отвечающих за образование тарифов; отделений ПФР, ФМС, органов соцзащиты населения; исполнителей коммунальных услуг, поставщиков электроэнергии и других.

Но, опять-таки, кто должен наводить порядок в области и знать состав своих жителей, как не местная администрация?

Ответ на это содержится в следующей причине, которая тоже имеется в списке возражений: это дополнительный груз обязанностей местной исполнительной власти и увеличение в этой связи численности аппарата.

То есть, прибавление хлопот и ответственности нежелательны, поэтому губернатор принял решение максимально откладывать введение соцнормы в области.

В Ростовской области эксперимент был признан успешным, и отмены соцнормы не планируется. Оказывается, большинство граждан не ощутили никаких перемен, и таких порядка 80% в области. Те же, кто социальную норму превысил, не слишком пострадал: превышение составило 10-30%, в деньгах это составляет 100-150 руб. в месяц.

В 2019 году социальная норма потребления электроэнергии вводится в Краснодарском Крае, продолжает действовать в Нижегородской, Орловской, Владимирской области, в Забайкальском и Красноярском крае.

В каждом из субъектов установлено своё значение нормы потребления электричества.

В Краснодарском крае базовая соцнорма — одна из самых высоких в России, это 250 кВт/ч на человека. В Нижнем Новгороде, например, это 50 кВт/ч, в Ростовской области – 96 кВт/ч.

Местные власти работают над грамотным введением в крае соцнормы. Например, по предварительным прикидкам, около 70% населения Анапы полностью уложится в норму, а превышение будет только у тех, кто имеет дома большой площади (их не так много), да ещё те, кто превратил своё жильё в мини-гостиницу (а таких как раз побольше, и они будут весьма недовольны)

Местные чиновники утверждают, что обычные потребители только выиграют от нововведения, однако население, наученное опытом, сомневается в этом. Кроме того, людям не нравится сам факт ограничения, то, что их заставляют экономить.

Человек считает, что, поскольку он честно платит за свет, то он никому ничего не должен. А то, что тариф дешевле себестоимости, так на то и государство, чтобы дотировать своих граждан.

Действительно, так и было в Советском Союзе. Граждане не учитывают, что теперь в России капитализм, и жить приходится в других условиях.