Подразделения народного хозяйства сектор экономики. Сферы и подразделения национальной экономики. Сферы и подразделения экономики
Национальная экономика структурируется по воспроизведенному и отраслевому признакам.
Воспроизводственная структура предполагает деление общественного продукта по принципу их функционального назначения.
Отраслевая структура - это деление хозяйственной системы по основным видам деятельности. Структура общественного производства предполагает наличие народнохозяйственных пропорций. Рассмотрим их.
Общеэкономические пропорции отражают количественные соотношения, например между накоплением и потреблением, между производством средств производства и производством предметов потребления и т. д. Все они относятся к общественному воспроизводству макроэкономического уровня.
Межотраслевые пропорции - это количественные соотношения между различными отраслями общественного производства, например между добывающей и перерабатывающей промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством и т. д.
Внутриотраслевые пропорции - это количественные соотношения между отдельными производствами отрасли (например, заготовка пиломатериалов и изготовление мебели).
Межгосударственные пропорции - это количественные соотношения между национальными отраслями производства различных стран.
Экономисты различных школ предлагают свои варианты достижения пропорциональности в развитии экономики. Один из первых вариантов предложил К. Маркс в 1885 г. во втором томе «Капитала» в своих знаменитых схемах воспроизводства.
Он исходил из того, что в производстве имеются два подразделения: первое (I), где производятся средства производства (продукция машиностроения), и второе (II), где создаются предметы потребления (сфера жизнеобеспечения). Необходимость выделения этих двух подразделений обусловлена тем, что средства производства и предметы потребления выполняют разные функции: первые служат для воспроизводства вещественных элементов производительных сил (замена оборудования), вторые - для воспроизводства человеческого фактора.
Современное общественное воспроизводство сложнее и объемнее по сравнению с тем, которое исследовал К. Маркс. Оно охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но также нематериальное и военную экономику, которые образуют III и IV сферы.
Более разветвленные и сложные связи, существующие ныне между ними, уже не укладываются в схему Маркса .
В современной западной литературе (А. Фишер, К. Кларк) используется теория «трех секторов». В основе этой теории лежит деление всех отраслей национального хозяйства на «первичный», «вторичный» и «третичный» секторы.
В «первичный сектор» входят отрасли, связанные с производством, добычей и использованием естественных ресурсов (сельское, лесное, рыбное хозяйство).
«Вторичный сектор» состоит из отраслей обрабатывающей промышленности. Добывающую промышленность относят иногда к первому, иногда ко второму сектору.
К «третичному» относят «отрасли услуг» - транспорт, коммунальное обслуживание, строительство, торговлю, финансы, образование, здравоохранение, госаппарат, армию и т. п.
Организационно-экономическая структура отражает отношения, складывающиеся в процессе организации производства общественного продукта. Данная структура характеризуется системой пропорций между долями общественного продукта, созданными хозяйственными звеньями, которые сгруппированы по уровню концентрации или специализации производства.
С точки зрения концентрации производства она может быть представлена соотношением удельных весов крупных, средних и мелких предприятий в отраслевом производстве, ВНП или ВВП; с точки зрения специализации - пропорцией между долями специализированных или многопрофильных производств, исчисляемой как по народному хозяйству в целом, так и в отраслевом разрезе. Рассматриваемые в своем единстве обе разновидности организационно-экономической структуры достаточно полно характеризуют сложившийся в национальной экономике уровень технологической монополизации производства.
Социально-экономическая структура характеризует, с одной стороны, вклад предприятий различных форм собственности в производство общественного продукта, с другой - дифференциацию доходов различных групп населения .
Организационно-экономическая и социальная структуры общественного продукта в Российской Федерации претерпевают значительные изменения в ходе создания современной рыночной системы. В дореформенный период организационно-экономическая структура России по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой отличалась чрезвычайно высокой концентрацией производства, а социально-экономическая структура - почти безраздельным господством государственной формы собственности и относительно равномерным распределением дохода между различными группами населения. Развертывание процессов приватизации и демонополизации производства, развитие мелкого бизнеса привели к снижению уровня концентрации производства, повышению доли частного сектора экономики и усилению дифференциации доходов.
Как система национальная экономика имеет определенные показатели, характеризующие уровень ее развития. Идентичность показателей, основанная на общей методике их подсчета, одновременно позволяет проводить международные сопоставления и выводить агрегатные данные в целом по мировой экономике.
Экономический потенциал отражает объем, структуру, качество и технический уровень производимых в ней товаров и услуг, а также накопленные в стране и за рубежом материальные и духовные ценности. Для его полной характеристики необходим целый ряд показателей, однако основными являются валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и национальное богатство. Для окончательного определения экономического потенциала необходимо его сравнение с аналогичными показателями других стран .
Национальное богатство (НБ) -- это совокупность ресурсов страны, необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. Оно включает: нефинансовые производственные и непроизводственные активы, финансовые активы (пассивы), прямые иностранные инвестиции, товары длительного пользования в домашних хозяйствах. При оценке элементов национального богатства используют как натуральные, так и стоимостные показатели. Данные о национальном богатстве позволяют оценить экономический потенциал страны, уровень развития экономики и степень благосостояния населения.
Национальный доход (НД) -- часть валового внутреннего продукта, которая остается после вычета затрат на его производство, Национальный доход может быть: а) произведенный, б) используемый на потребление и накопление.
Наиболее универсальным показателем оценки внутреннего экономического потенциала любой страны служит объем валового внутреннего продукта (ВВП). По показателям ВВП можно определить стоимость товаров и услуг, произведенных национальной экономикой и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.
ВВП рассчитывается тремя способами: по производству -- как сумма добавленной стоимости всех отраслей материального производства и сферы услуг; по распределению -- как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных капиталовложений, прироста или уменьшения запасов; по доходам -- как сумма заработной платы наемных работников, всех видов прибыли, рентных доходов, амортизационных отчислений и косвенных налогов. Все три метода подсчета ВВП должны дать один и тот же результат. Динамизм и устойчивость экономического развития страны определяются другим показателем -- среднегодовым темпом прироста ВВП. Дополняет общую картину расчет ВВП на душу населения.
Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Предприятие характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами. Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.
Сферы и подразделения экономики
При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
Сферы экономики
С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Отрасли экономики
Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий. организаций, учреждений), которые характеризуются особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве.
Например, сфера материального производства включает отрасли, во вторых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. Каждая из. лей, в свою очередь, подразделяются на виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная промышленность, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.
Секторы экономики
Под сектором понимается совокупность единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К ним обычно относят сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор,
Сектор домашних хозяйств включает домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», - это посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
Структурная перестройка экономики
Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы рыночных структур. Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темп своего роста, т.е. стагнируют1.
Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.
Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивают сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы но различным экономическим признакам. При анализе национального хозяйства в экономических исследованиях используются такие понятия, как сфера, отрасль, межотраслевой комплекс, сектор экономики.
Сферы экономики выделяются по участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственная сфера.
Сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.
К материальному производству относятся промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, торговля, общественное питание, связь (обслуживающая материальное производство), информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды деятельности в сфере материального производства.
К непроизводственной сфере относится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), пассажирский транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и искусство, образование, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население).
Каждая из сфер экономики подразделяется на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики представляет собой результат обособления различных видов трудовой деятельности. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда выражается в выделении в составе национальной экономики крупных отраслей материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри крупных отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта).
Единичное разделение труда находит свое отражение в выделении самостоятельных предприятий и их подразделений (цехов, участков), специализирующихся на производстве отдельных видов продукции.
Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускной продукции, технологии производства, используемого сырья, основных фондов, профессиональной подготовкой работающих и удовлетворяемых общественных потребностей.
По российской статистике промышленность подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. Отрасли тяжелой промышленности - электроэнергетика, топливная промышленность, химическая промышленность, лесная промышленность, черная и цветная металлургия. Отрасли легкой промышленности - текстильная, швейная, обувная, пищевой промышленности - рыбная, молочная, мясная, пищевкусовая.
По международной статистике экономика подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. В первую группу отраслей входят промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К оказывающим услуги отраслям относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.
Дальнейшее углубление специализации приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Процессы кооперации, интеграции производств инициируют развитие устойчивых производственных связей между отраслями, создание смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Межотраслевой народнохозяйственный комплекс - это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей, производств и видов деятельности, ориентированных на выполнение какой-либо воспроизводственной функции при производстве и распределении продукта.
Межотраслевые комплексы образуются как внутри отдельной крупной отрасли экономики, выделяемой на основе общего разделения труда (в составе промышленности функционируют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы), так и между различными крупными отраслями (например, агропромышленный, строительный комплексы). Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, электроэнергетики, теплоэнергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В состав агропромышленного комплекса (АПК) входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: сельское хозяйство, отрасли пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. Обеспечение продовольственной независимости страны - главная задача АПК.
Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. Выделение целевых комплексов базируется на воспроизводственном принципе и критерии участия в создании конечного продукта. Это машиностроительный, топливно-энергетический, агропромышленный, минерально-сырьевой, транспортный комплексы. Выделение функциональных комплексов производят на основе принципа и критерия специализации комплекса на определенной функции. Это инвестиционный, научно-технический, инфраструктурный комплексы.
Межотраслевой инвестиционный комплекс включает машиностроение и металлообработку, строительство, производство конструкционных материалов (металла, синтетических смол и пластмасс, древесины и пиломатериалов, строительных материалов). Его назначение - ввод в действие объектов основных фондов, техническое перевооружение, реконструкция, расширение и повышение технического уровня производственных мощностей народного хозяйства.
Межотраслевой научно-технический комплекс - форма соединения науки с производством, которая призвана осуществлять по приоритетным направлениям научно-технического прогресса быстрое и эффективное воплощение цикла "наука-производство", способствовать ускорению разработки новых идей и эффективному использованию их на практике. Межотраслевой научно-технический комплекс включает научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и технологические организации, предприятия различных отраслей народного хозяйства.
Под сектором экономики понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.
Сектор предприятий подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий. Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг. Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством (банки, инвестиционные фонды, фондовые биржи, страховые организации, пенсионные фонды).
Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
Различают также государственный сектор как совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначенными ими лицами, и частный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений и хозяйств, находящихся в частной собственности.
По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. Рыночный сектор - это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос. Нерыночный сектор включает производство изделий и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.
1. Введение
2. Сферы и подразделения экономики
3. Структурная перестройка экономики
4. Заключение.
5. Литература
Введение
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.
При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.
Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.
1. Сферы и подразделения экономики
При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.
Сферы экономики
С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства. К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Отрасли экономики
Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.
Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.
Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.
Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Межотраслевые комплексы
Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.
Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли народного хозяйства.
Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др.
В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.
По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.
Секторы экономики
Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.
По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.
2. Структурная перестройка экономики
Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.
Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.
Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.
Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
Особенности и направления структурной перестройки в России
В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.
Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.
Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.
Тенденции развития промышленности
Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.
Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.
Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.
За время рыночных реформ в России происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):
Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. Изменение структуры экспорта и импорта промышленной продукции характеризуется следующими данными (%) :
Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. – 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. – 8,4 и 14,6% соответственно.
Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.
С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.
Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2–3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.
Правительство намечает целую систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций.
Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп.
Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.
Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.
В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.
При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.
В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие основные направления развития.
В черной металлургии, и в частности в прокатном производстве, основным направлением совершенствования структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.
Рентабельность в черной металлургии составила в 1996 г- 8,2%, т.е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации –техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы в конце 90-х гг. может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.
В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,
В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.
В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.
В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.
В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.
Структурные изменения в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).
Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.
Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной перестройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания и промышленным сырьем.
В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.
Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:
- активизация работы по преобразованию земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;
- равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;
- поддержка разнообразных агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий) с полным циклом производства;
- привлечение частного капитала в аграрный сектор путем создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;
- использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;
- стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;
- бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растений и охрану окружающей среды.
Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.
В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. – 12, в 1994 г. – 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных – сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).
Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40–50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).
В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.
Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.
Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.
Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28–30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32–34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3–3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.
Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.
Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.
Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).
Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве – мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:
1. транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;
2. инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;
3. коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.
Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.
Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте – коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.
Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.
Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.
Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях– в черной металлургии, угольной промышленности и др. – значительно больше.
Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.
Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.
Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача–снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.
Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.
Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.
Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.
Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.
Региональные аспекты структурной перестройки
Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:
- добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);
- промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);
- агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).
Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.
Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.
Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.
Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва–Ханты-Мансийск.
Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.
С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.
Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.
Заключение
1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.
2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».
3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.
4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.
5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.
6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.
7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.
Литература:
1.Курс экономической теории: Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур, М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998.
2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994
3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994
4.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998
5. Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999
6. Курс экономической теории. Учебник./Под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой,Мн.,1998
7. Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999.
8.Муталимов М. Г.Основы экономической теории: Учеб -метод.пособие.Мн.:Интерсервис,Экоперспектива,2004.
9. Основы экономической теории /Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн., 1995.
10. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2002.
11. Экономическая теория. Учебник./Под ред. И. П. Николаевой.-М.: «Проспект»,2000.
Экономика страны - единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Общественное производство подразделяется на две крупные сферы : материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств . В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.
Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. (топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, агропромышленный и строительный).
Секторы экономики - совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор.
Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор, или сектор "остальной мир", – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Экономика подразделяется на отрасли, производящие товары (промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.)., и отрасли, оказывающие услуги. (образование, транспорт торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др).