Современные рыночные системы. Экономические функции правительства в регулируемой рыночной экономике. Економические функции правительства Функции правительства в экономике
Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов...
Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал...
Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами... Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо...
Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…
Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.
(Дж. Кейнс )
Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
Речь идёт о рыночной экономике;
Современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.
3) любой признак, который не указан в тексте:
Директивное (государственное) ценообразование.
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
Пояснение.
1) преимущества:
Эффективность;
Гарантия экономической свободы;
Возможности для осуществления личного выбора;
Гарантия разнообразия жизни;
2) недостатки:
Неспособность обеспечить полную занятость;
Произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пример, допустим:
Правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;
(Может быть приведён другой пример.)
2) две другие функции правительства, например:
Установление правовых рамок экономической деятельности;
Производство общественных благ;
Поддержание стабильности финансовой системы.
Могут быть названы другие функции
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) меры правительства:
Достаточно широкая социализация инвестиций;
Государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;
Учреждение централизованного контроля;
(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) опасности, например:
Подавление частной инициативы;
Ухудшение качества трудовых услуг.
Могут быть указаны другие опасности
Экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, направленные на защиту окружающей среды, охрану здоровья и труда рабочих, защиту потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам, контроль за практикой ценообразования в определенных отраслях? Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчить функционирование рыночной системы.
- 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики - разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;
- 2) защита конкуренции - поддержание эффективного функционирования рыночной системы, прежде всего это демонополизация экономики;
- 3) поддержание справедливости - перераспределение доходов, богатства и ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, т.е. корректировка действий рынка, под которой понимают как собственно политику, направленную на более справедливое распределение доходов в обществе, так и решение экологических проблем, задач обеспечения необходимой обороноспособности и т.д.;
- 4) стабилизация экономики - проведение эффективной антиинфляционной политики и борьба с безработицей, стимулирование экономического роста.
Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдение условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции было сказано в курсе микроэкономики.
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказались за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, большинство наших миллионеров удачно воспользовалось хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов наличные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения. Между тем при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаше всего такой третьей стороной выступает само население.
Функция стабилизации экономики подробно рассматривалась в курсе макроэкономики, когда изучалась бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.
Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие задачи , которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства :
- 1) обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;
- 2) стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса (НТП) с общенациональных позиций;
- 3) координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды;
- 4) создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;
- 5) выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;
- 6) поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства. Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать: кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом, склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?
В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы смешанные; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики :
- 1) что и сколько следует производить; в каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе;
- 2) как эту продукцию следует производить; как должно быть организовано производство; какие фирмы должны осуществлять производство, и какую применять технологию;
- 3) кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики.
Есть определенные особенности в решении фундаментальных экономических проблем государством. Так, проблема что производить - это проблема выбора между частными и общественными благами. Как производить - производить на частных или государственных предприятиях. Для кого производить - это, вероятно, одна из основных задач государства в рыночной экономике, задача поддержания социальной справедливости в обществе. Наконец, новая проблема по сравнению с рынком - как принимаются коллективные решения - это то, что в экономической теории принято называть теорией общественного выбора.
Вопросом о том, как политикам следует действовать, занимается особая отрасль экономической теории - нормативная теория экономической политики. Специалисты по нормативной теории изучают несколько главных проблем: должны ли власти активно вмешиваться в экономику или масштабы этого вмешательства должны быть минимальными, чтобы рынок мог свободно функционировать? Если же политики приходят к выводу, что необходимо экономическое вмешательство, то каковы наиболее эффективные способы достижения их целей, как наилучшим образом определить оптимальные политические меры, которые необходимо предпринять?
Другой раздел экономической теории, пересекающийся с политологией, изучает, как правительственные органы действуют на практике. Он называется позитивной теорией экономической политики. Специалисты, занимающиеся позитивной теорией, пытаются объяснить, почему органы, в руках которых сосредоточена экономическая власть, действуют именно так, а не иначе. Их действия подвергаются политическому давлению, институциональным ограничениям, влиянию со стороны экономических теорий и меняющихся практических целей. Теоретики в этой области изучают практику разработки и реализации экономической политики внутри отдельных стран и проводят сравнительный анализ (под тем или иным углом зрения) действий правительственных органов разных стран.
Базовая теория экономической политики была впервые комплексно проанализирована в начале 1950-х гг. голландским экономистом Яном Тинбергеном. Теория Тинбергена выдвигает концепцию экономической политики и по своему характеру является нормативной. Тинберген со всей тщательностью обрисовал основные шаги выработки оптимальной политики , согласно которым правительственные органы должны:
- 1) поставить конечные цели экономической политики, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния; далее, используя функцию общественного благосостояния, они определят целевые показатели, к достижению которых стремятся;
- 2) оценить, какими политическими инструментами располагают;
- 3) иметь в своем распоряжении модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.
Допустим, что целевая функция состоит из к элементов. Имеется также s инструментов экономической политики и п рыночных факторов, оказывающих воздействие на цели. Предположим, что цель у, (i = 1, ..., к) выступает как функция множества инструментов х ь..., x s и множества рыночных переменных z b ..., z n:
Тогда эффект применения политического инструмента Xj (j = 1, s) можно выразить частной производной этой функции:
Если, например, иметь в виду антиинфляционное регулирование, то у, обозначает темп роста цен, Xj - предложение денег, a z n отражает спрос, предложение, затраты и прочие рыночные характеристики, находящиеся за пределами зоны прямого государственного контроля. Му зафиксирует степень воздействия инструментов денежной политики на уровень инфляции. Показатели такого типа называются мультипликаторами. Они описывают продуктивность всего аппарата государственного регулирования экономики. Система мультипликаторов отражает преобразование политических сигналов, поступающих на «вход» хозяйственного механизма, в изменения политических целей, появляющиеся на ее «выходе».
Уравнения вида (1.1) должны быть построены так, чтобы значение мультипликатора оказалось статистически определенным, превращалось в некоторое число. Для решения этой задачи необходимо, чтобы выполнялось неравенство Тинбергена s > к. Его экономический смысл очевиден: государству не надо брать на себя то, что оно не в состоянии сделать, а потому количество целей никогда не должно превосходить запас имеющихся в его распоряжении инструментов экономической политики.
Роберт Манделл поставил задачу выбора экономической политики иначе, чем Тинберген. Он предположил, что в реальной действительности различные инструменты, как правило, находятся под контролем разных правительственных органов. Денежная политика находится в компетенции Центрального банка, а фискальная - исполнительной власти. Предположим, что эти органы не координируют свою политику, как предполагал Тинберген, а по разным политическим или институциональным соображениям предпочитают самостоятельно выбирать необходимые политические меры. Существует ли путь к решению проблемы выбора оптимальной политики в условиях, когда разработка политики и проведении ее в жизнь ведутся децентрализовано, т.е. когда каждый инструмент находится под контролем определенного органа власти и различные органы власти не координируют непосредственно свои действия?
Манделл определил условия, при которых каждый инструмент может быть «приписан» к одному из целевых показателей, а также правило регулирования действия инструмента при отклонении целевой переменной от оптимального значения. Он показал, что если цели правильно привязаны к инструментам, то оптимальный пакет политических мер может быть выполнен и в условиях децентрализованного принятия решений. Предложение Манделла основывалось на концепции эффективной рыночной классификации. По сути, это означает, что каждая цель должна быть «приписана» к тому инструменту, который оказывает на нее наиболее сильное влияние и, таким образом, имеет сравнительные преимущества с точки зрения регулирования целевого показателя.
Существуют ли какие-то ограничения на вмешательство государства в экономику ? Да, бесспорно. Во-первых, исключены любые действия государства, подрывающие функционирование рынка, недопустимо тотальное директивное планирование и всеобщий контроль над ценами. Во-вторых, влияние на рынок допустимо лишь косвенными, экономическими методами, административные меры должны играть ограниченную роль. В-третьих, необходимо помнить, что применение экономических методов может вызвать серьезную деформацию рыночных процессов, поэтому пользоваться ими необходимо с осторожностью. В-четвертых, среди экономических методов нет идеальных, и метод, хорошо работающий на одном рынке, может оказаться абсолютно неприемлемым на другом.
Также страдает серьезными недостатками при выполнении своих экономических функций . Неуместно сравнивать совершенные рынки и несовершенные правительства или негодные рынки и всезнающие, разумные и щедрые правительства - сопоставлять следует несовершенные по своей сути институты 1.
Можно с полным основанием утверждать, что именно экономические функции правительства главным образом дают нам возможность в какой-то мере освободиться от невежества, безработицы, бедности, болезней, преступности, дискриминации и других бед. Заметьте также, что государство, обеспечивая выпуск большей части общественных товаров , обычно само не занимается их производством,
Общепризнанно, что основными и важнейшими экономическими функциями правительств всех уровней является поддержание на территории
Современные поколения студентов вот уже более 10 лет "воспитываются" в условиях переходных форм жизни общества, переходной экономики , государственного устройства, неустойчивых, непрерывно сменяющихся стандартов "одобряемого" социального поведения. За это десятилетие изменений произошло немало, в частности высшая школа утратила былое место в процессе воспроизводства жизни общества. Снизилась ее роль и как экономического фактора этой жизни. Высшая школа оказалась вытесненной из системы факторов экономического роста , а ее экономические функции блокированы "антикризисными" программами правительства, его непрерывной борьбой с инфляцией, стремлением "перебросить" бремя финансирования вузов из федерального бюджета на уровень областей и муниципалитетов. Стремление разрешить экономические проблемы собственными силами подстегнуло вузы к резкому увеличению набора на специальности, пользующиеся повышенным спросом (юристы, экономисты, менеджеры, психологи и пр.), что повлекло заметные "перекосы" в организации их жизни, увеличило нагрузки на традиционно ограниченную, а за последние годы морально и физически изношенную материальную базу, усилило расслоение среди студентов, преподавателей и научных работников.
Функции Правительства РФ по валютному контролю выполняют в основном ГТК России, Минфин России и Министерство экономического развития и торговли России.
Поэтому, хотя расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать показалось бы публицисту XIX в. или современному американскому финансисту ужасающим покушением на основы индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы.
Вспомним, что домохозяйства и фирмы принимают решения о потреблении, инвестициях, а также импорте и экспорте, исходя из частного интереса (личной выгоды), и что следствием таких решений может стать экономический спад или инфляция. Правительство же, напротив, служит инструментом для общества в целом. В определенных пределах (и с некоторыми сложностями) решения правительства о расходах и налогообложении могут быть скорректированы так, чтобы оказать влияние на равновесный реальный ВВП в интересах общего благосостояния. В частности, как мы видели в главе 5, основная функция правительства заключается в стабилизации экономики . Эта цель достигается отчасти за счет манипулирования государственным бюджетом - государственными расходами и налоговыми поступлениями , - направленного на увеличение объема производства и занятости или снижение уровня инфляции.
Ясно, что правительство не всегда эффективно и результативно выполняет свои экономические функции . В самом деле, лишь на том основании, что рыночная экономика не всегда дает удовлетворительный эффект, нельзя делать вывод, что политический процесс приведет к более высоким результатам.
Более того, с середины 60-х годов были внесены серьезные поправки в первоначальные представления неоклассицизма) предмете исследования . В экономике сейчас фактически расширяются рамки рассмотрения социально-экономических отношений . Теоретически освещается политика доходов , проводимая государством и предпринимателями. Определяются пути борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения. Рассматриваются злободневные проблемы расовой дискриминации и ограничения прав женщин при найме на работу и увольнении. Модными стали темы о качестве жизни и экологической безопасности . Экономикс все больше обращается к политико-экономическим проблемам, в частности, к сравнительному анализу современных экономических систем, трудовым отношениям , к проблемам развивающейся экономики, антикризисного регулирования, экономического роста . Во всех современных экономике убедительно доказывается необходимость существования значительного государственного уклада национального хозяйства, а также раскрываются экономические и социальные функции правительства, методы его регулирования всей хозяйственной деятельности (об этом см. учебники ).
Статья 19. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации . Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации.
В своих рассуждениях о направлениях экономической политики и ее воздействии на экономический рост Смит полагал, что функции правительства должны быть ограничены охраной прав собственности , обороной и выполнением некоторых общественных работ, например постройкой и ремонтом шоссейных дорог, мостов, каналов, портов, строительством школ и высших учебных заведений. Вместе с тем, отдавая предпочтение свободной рыночной экономике , он понимал, что рыночный механизм должен быть включен в соответствующие правовые и институциональные рамки. Тем самым не отрицалось вмешательство государства в экономику.
Экономическую основу социалистического способа производства составляет общественная собственность на средства производства . Задача управления при социализме состоит в соединении достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства и все более полном удовлетворении потребностей всех членов общества. Через посредство советского государственного аппарата партия и правительство осуществляют хозяйственно-организаторские и социально-экономические функции социалистического государства, в том числе единое плановое руководство страной.
Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски управление - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о революции менеджеров, когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Дженерал Моторс, например, неизменно присутствует в первой дюжине самых крупных экономических субъектов мира (включая как государства - США, Японию, СССР и др., так и корпорации). Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распредели-
Средства для покрытия этих расходов правительство изымает у налогоплательщиков в виде различного рода налогов, акцизных и таможенных сборов и ряда других поступлений. За счет этих же поступлений покрывают расходы на содержание самого правительственного аппарата. Государственные доходы и расходы отражают в финансовых планах и отчетах, именуемых государственным бюджетом . В случае, если бюджетные доходы и расходы равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Если расходы выше доходов (то есть, выше суммы поступления средств в госбюджет), то эта разница именуется дефицитом бюджета или отрицательным сальдо. Само правительство не создает новых денежных средств оно осуществляет лишь необходимую функцию их перераспределения и создания нормальных экономических условий.
Итак, я согласен с Гезеллом в том, что результатом заполнения пробелов классической теории должно быть не устранение "манчестерской системы", а выяснение условий, которых требует свободная игра экономических сил для того, чтобы она могла привести к реализации всех потенциальных возможностей производства. Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости , потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства. Кроме того, в современной классической теории обращается внимание на различные условия, в которых свободная игра экономических сил нуждается в обуздании или руководстве. Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности. В пределах этих возможностей традиционные преимущества индивидуализма сохранятся и далее.
Даже при наличии правовой базы для капитали-с. ических институтов и в условиях конкуренции все рлвно сохраняется необходимость в выполнении правительством дополнительных экономических функций . Рыночной экономике присущи определенные недостатки и ограничения, которые вынуждают правительство дополнять и модифицировать ее деятельность. , проводимая государством и предпринимателями. Определяются пути борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения. Рассматриваются злободневные проблемы расовой дискриминации и экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы" //Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики. Т.2. - М. "ЭКОНОВ", "Ключ", 1993.-С. 430
Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе — чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?
Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли — могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" — февраль 1990 г.).
2. Защита конкуренции.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства.
1. Экономические функции правительства
Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.
Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).
Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.
Экономические функции правительства
В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями.
Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.
Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.
Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока.
Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.
Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.
Глава 5. Экономические функции правительства
Все реально функционирующие системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять фундаментальных вопросов. Тем не менее разные экономический системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства — федерального, штатов, местных органов власти — играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительство нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта, обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов — на покупку товаров и услуг и на социальные программы — составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовле-
кает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.
Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом, склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?
Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительными даже для нас, если бы мы к этому прислушивались" (Беседа с Ф. Бурлацким. Литературная газета. 1990, февраль).
В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой прави-тельства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т. д.?
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
защиту конкуренции;
перераспределение доходов и богатства;
корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;
стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.
Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. Поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благо-приобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения. Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой третьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они никак не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может произво- диться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).
Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.
Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.