Учет по социальному страхованию обеспечению. Учет расчетов по социальному страхованию. Учет расчетов по страхованию и обеспечению

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для учета начисления и уплаты платежей по обязательному страхованию: медицинскому, социальному, пенсионному, от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Наряду с указанными субсчетами могут быть открыты дополнительные, если организация проводит расчеты по другим видам социального страхования. Например, добровольные взносы в накопительную часть пенсии могут отражать на субсчете 69.4, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний – на субсчете 69.11 и т.д.

Дебет счета 69 отражает перечисление платежей на обязательное страхование в различные фонды (ФСС, ПФР, ФОМС). Дебет сч.69 коррепондирует с кредитом счетов учета денежных средств (). Также по дебету отражаются суммы страховых возмещений на пенсионное, социальное и медицинское страхование, компенсируемые фондами страхователю и подлежащие выплате работникам при наступлении страхового случая. Здесь же отражаются суммы страховых платежей, излишне уплаченных страхователем и возвращенные фондами.

Кредит счета 69 отражает начисление социальных отчислений, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Кредит сч.69 корреспондирует с дебетом счетов учета различных затрат (20, 23, 25, 26, 44), а также со счетом 70.

Социальные, пенсионные и медицинские отчисления рассчитывается от заработной платы работников. Процентная ставка, установленная для каждого вида обязательного страхования, умножается на соответствующий доход работника. Подробнее страховые взносы рассматривались в .

Помимо начисления и уплаты страховых платежей на сч.69 отражаются также пени, начисленные за несвоевременно уплаченные платежи.

Типовые бухгалтерские проводки по счету 69

Проводки по дебету:

Д69 – выданы из кассы путевки работникам, оплаченными ФСС.

Д69 – перечислены суммы страховых взносов в фонды с расчетного счета.

Д69 К70 – начислены выплаты работникам за счет средств социального страхования.

Проводки по кредиту:

Д20 К69 – начислены взносы к уплате в фонды работникам основного производства на ОМС, ОСС и ОПС.

Д23 К69 – начислены взносы работникам вспомогательного производства.

Д25 К69 – взносы к уплате на работников цехов.

Д26 К69 – взносы к уплате на работников управления.

Д44 К69 – начислены к уплате взносы на работников торговых организации и занятых продажей продукции.

К69 – начислены суммы пеней и штрафов в ПФР, ФСС и ФОМС.

К69 – возвращены фондами излишне уплаченные суммы страховых платежей.

Д70 К69 – удержана сумма путевки из зарплаты работника, полученная за счет средств ФСС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды; расчет базы для их начисления, тарифы. Бухгалтерский учет страховых взносов в ОАО "Зубцовское ДРСУ". Особенности расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Организация бухгалтерского учета начисленных и уплаченных страховых взносов на предприятии. Анализ динамики и структуры внебюджетных фондов, особенности их нормативного регулирования. Порядок расчетов с Пенсионным Фондом и Фондом социального страхования.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Сущность и задачи социального страхования. Нормативно-правовые документы по образованию и использованию фонда социальной защиты населения. Порядок начисления пособий и других выплат в ОАО "Гродненский мясокомбинат", автоматизация учёта расчётов с ФСЗН.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Экономическая сущность Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Значение и роль страховых взносов в ФОМС. Синтетический и аналитический учет расчетов по страховым взносам в ФОМС ООО "МТС". Отражение расчетов взносов в бухгалтерском учете.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Основные понятия и сущность системы социального страхования и обеспечения. Государственные социальные внебюджетные фонды. Особенности учета социального страхования и обеспечения. Расчет пособий по временной нетрудоспособности. Расчет заработной платы.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2013

    Характеристика программы "1С: Предприятие 8.2. Бухгалтерия государственного учреждения"; технология ведения справочников условно-постоянной информации по учету расчетов с органами социального страхования и обеспечения. Анализ бухгалтерской ИС СОШ п. Юрья.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2013

    Общие принципы, экономическая сущность и значение социального обеспечения. Источники формирования средств Фонда социальной защиты населения и направления использования его средств. Синтетический и аналитический учет расчетов по социальному страхованию.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

  • - 69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • - 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
  • - 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69/1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69/2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69/3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

  • - счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации (20,23,25,26 и т.д.);
  • - счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" -- в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" корреспондирует со счетами:

по дебету

по кредиту

  • 50 Касса
  • 51 Расчетные счета
  • 52 Валютные счета
  • 55 Специальные счета в банках
  • 08 Вложения во внеоборотные активы
  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства
  • 25 Общепроизводственные расходы
  • 26 Общехозяйственные расходы
  • 28 Брак в производстве
  • 29 Обслуживающие производства и хозяйства
  • 44 Расходы на продажу
  • 51 Расчетные счета
  • 52 Валютные счета
  • 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
  • 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
  • 91 Прочие доходы и расходы
  • 96 Резервы предстоящих расходов
  • 97 Расходы будущих периодов
  • 99 Прибыли и убытки

По кредиту этого счета показывается задолженность организации перед органами социального страхования и обеспечения граждан. Эта задолженность формируется за счет средств предприятия.

При этом дебетуются счета, на которых отражено начисление оплаты труда или счет 99 "Прибыли и убытки" (в части пеней и штрафов).

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" обычно имеет кредитовое сальдо, которое означает задолженность организации, а может иметь и дебетовое сальдо, которое означает задолженность органов социального страхования и обеспечения перед предприятием. Дебетовое сальдо обычно возникает по расчетам по социальному страхованию, когда сумма взносов, причитающихся с предприятия, оказывается меньше сумм, выплачиваемых работникам за счет платежей на социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и т.п.)

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учет расчетов у индивидуального предпринимателя ведется следующим образом: если у предпринимателя есть наемные работники, то он, так же как и организации, должен платить взносы с их выплат. В данном случае он выступает как работодатель (в качестве "лица, производящего выплаты физическим лицам" .

Плательщиками страховых взносов являются...

  • 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Временные базовые (нельготные) тарифы, предусмотренные для работодателей, в 2012 г. при выплатах, не превышающих 512 000 руб. на каждого работника, составляют в общей сумме 30%: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% . Работодатели-упрощенцы, ведущие льготные виды деятельности, на выплаты работникам начисляют только взносы в ПФР по тарифу 20%.

Одновременно предприниматель - еще и лицо самозанятое. Ведь он сам организует свой бизнес. И получает за это не зарплату, а прибыль (оставшуюся после оплаты всех расходов и уплаты налогов). С целью упрощения для него (как и для других самозанятых лиц, к примеру, нотариусов, адвокатов и частных детективов) придуманы фиксированные страховые взносы. Размер этих взносов равен стоимости страхового года, которая определяется по такой формуле: Стоимость страхового года = МРОТ на 1 января x Тариф страхового взноса в соответствующий внебюджетный фонд x 12.

Пониженные тарифы страховых взносов, а также "переходные" тарифы предприниматель может применять только в качестве работодателя. При расчете стоимости страхового года постоянные базовые тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФФОМС - 5,1% (обязательные взносы в ФСС "за себя" предприниматели не платят). Предприниматель не может применять пониженные тарифы при расчете фиксированных взносов "за себя".

И на эти тарифы никак не влияет ни вид деятельности, которым занимается предприниматель, ни его доходы, ни то, по каким тарифам он должен облагать выплаты своим наемным работникам.

Поэтому суммарный тариф страховых взносов, предусмотренных для предпринимателей при расчете взносов "за себя", остался в 2012 г. таким же, каким был и в 2011 г.: 31,1%. Разница лишь в том, что в 2011 г. взносы на обязательное медицинское страхование надо было платить в два разных фонда (в Федеральный ФОМС - 3,1%, в территориальный ФОМС - 2%), а в 2012 г. все 5,1% взносов на медицинское страхование надо перечислять в Федеральный ФОМС.

С учетом того что МРОТ на 01.01.2012 равен 4611 руб. (а МРОТ на 01.01.2011 был 4330 руб.), сумма фиксированных страховых взносов предпринимателей "за себя" выросла в 2012 г. на 1048,69 руб. ((4611 руб. - 4330 руб.) x 12 мес. x 31,1%).

Аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению при журнально-ордерной форме ведется в ведомостях в разрезе субсчетов, итоговые данные в конце месяца переносятся в журнал-ордер № 10/2. В журнале-ордере систематизируются по счету суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов. По кредиту счета записывают начисленные суммы в пользу органов социального страхования и обеспечения с подразделением по объектам, куда отнесены расходы на социальные нужды. Ежемесячно после взаимопроверки с другими регистрами бухгалтерского учета итоговые данные в целом и по корреспондирующим счетам переносят в Главную книгу (смотреть схему).

При организации учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» используется также автоматизированная форма учета.

Журнально-ордерная форма учета


Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды

5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

В соответствии с главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», введенной с 01.01.2001 г. работники предприятия подлежат социальному страхованию и обеспечению. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее - фонды) - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объект обложения (налоговая база) для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Под это исключение попадают выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты.

Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, полностью:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

· возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

· бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, выдачей (выплатой) полагающегося натурального довольствия;

· увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск и т.д.

· при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения;

Не включаются в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ , также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско - правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Ставки налога. Для работодателей , применяются следующие ставки:

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таблица 9 – Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого
отдельного
работника
нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Пенсионный
фонд РФ

Фонд
социального
страхования РФ

Фонды обязательного медицинско-го страхования

Федеральный
фонд обязатель-ного медицинс-кого страхования

Территориаль-

ные фонды обяза
тельного
медицинского страхования

До 280 000
рублей

От 280 001
рубля
до 600 000
рублей

56 000 рублей +
7,9 % с суммы,
превышающей
280 000 рублей

8 120 рублей +
1,0 % с суммы,
превышающей
280 000 рублей

3 080 рублей +
0,6 % с суммы,
превышающей
280 000 рублей

5 600 рублей +
0,5 % с суммы,
превышающей
280 000 рублей

72 800 рублей +
10,0 % с суммы,
превышающей
280 000 рублей

Свыше
600 000
рублей

81 280 рублей +
2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей

11 320
рублей

5 000
рублей

7 200
рублей

104 800 рублей +
2,0 % с суммы,
превышающей
600 000 рублей

Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками - работодателями

1. Сумма налога исчисляется отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

3. Оплата авансовых платежей не позднее 15-го числа следующего месяца.

4. Учет ведется отдельно по каждому работников по суммам выплаченных им доходов и суммам налога, относящихся к этим доходам.

5. В Пенсионный фонд РФ представляютcя сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

6. В сроки, установленные для уплаты налога, нужно представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Для этой цели (ЕСН) на предприятиях производятся ежемесячные отчисления на социальные нужды. Отчисления производятся от начисленной заработной платы и других приравненных к ней выплат по установленному тарифу.

Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения ведется на пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Учет расчетов с каждым фондом осуществляется на соответствующих субсчетах счета 69 на основании расчетов бухгалтера, выписок из расчетного счета и платежных поручений на перечисление средств.

Учет отчислений в фонд социального страхования и расчетов с ним.

Отчисления с фонд социального страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений Осс

Осс = З х Рсс/100, где З – Рсс – установленный процент отчислений на социальное страхование (4% с 01.01.01 г., 3,2% с 01.01.05 г., 2,9% с 01.01.06 г.)

Отчисления в фонд социального страхования, сформированного на предприятии, используются для выплаты пособий по государственному страхованию работникам предприятия, а неиспользованный остаток отчислений перечисляется в фонд социального страхования.

Их ФСС выплачиваются пособия:

· По временной нетрудоспособности

· По беременности и родам

· Единовременное пособие при рождении ребенка

· Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

· Социальное пособие на погребение

· Детские подарки при проведении новогодних елок.

Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Дебет Счет 69-1 «Расчеты по соц.страхованию» Кредит

При значительных выплатах средств из ФСС может быть появиться дебетовое сальдо. Недостающая сумма возмещается предприятию после проверки обоснованности произведенных расходов и расчетов.

Учет отчислений в Пенсионный фонд и расчетов с ним.

Отчисления с пенсионный фонд производятся за счет издержек производства и обращения и прочих источников. Размер отчислений Опф определяется следующим образом

Опф = З х Рпс/100, где З – начисленная заработная плата по всем основаниям, руб., Рпс – процент отчислений в пенсионный фонд за счет издержек производства и обращения и прочих источников (28% с 01.01.01 г., 20% с 1.01.05 г.)

Страховые взносы начисляются на те виды оплаты труда, из расчета которых начисляется пенсия, в том числе вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Учет расчетов с пенсионным фондом ведут на пассивном счете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Дебет 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» Кредит

Учет отчислений в фонды обязательного медицинского страхования и расчетов с ним.

Обязательное медицинское страхование осуществляется с целью гарантии гражданам при возникновении страхового случая оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств, накапливаемых в фондах обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.

Отчисления с фонд обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений Омс определяется следующим образом

Омс = З х Рмс/100, где З – начисленная зарплата и другие приравненные к ней выплаты, руб., Рмс – установленный процент отчислений на обязательное медицинское страхование (3,6% с 01.01.01 г., 3,1% с 01.01.06 г.)

Учет отчислений в РОФОМС ведется на пассивном счете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Дебет Счет 69-3 «Расчеты по мед.страхованию» Кредит

Перечисление средств на обязательное медицинское страхование производится: в федеральный фонд в размере 1,1%, в территориальный фонд – 2,0% суммы начислений.