Местный бюджет. Понятие и сущность доходов бюджетов. Классификация доходов бюджетов Экономическая сущность назначение местного бюджета

К.Ю. ЧУЛОВСКИЙ, аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского В России с построением демократического общественного строя, обособлением муниципальной власти от государственной значительно повысился статус местного самоуправления. Возросла роль местных бюджетов, они приобрели самостоятельность и независимость.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


К.Ю. ЧУЛОВСКИЙ,

аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

В России с построением демократического общественного строя, обособлением муниципальной власти от государственной значительно повысился статус местного самоуправления. Возросла роль местных бюджетов, они приобрели самостоятельность и независимость.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований и, как следствие, всей страны. Сбалансированные местные бюджеты являются основой осуществления эффективной управленческой деятельности, а достаточное количество финансовых ресурсов муниципального образования позволяет результативно реализовывать программы комплексного социально-экономического развития, направленные на повышение благосостояния граждан, развитие инженерной инфраструктуры, учреждений социальной сферы и повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, создание новых производств и рабочих мест.

Дефицит местных бюджетов и определяющая доля межбюджетных трансфертов в их доходах не позволяют им в полной мере проявлять свою роль в развитии муниципальных образований. Однако по мере укрепления экономики, расширения доходной базы и повышения статуса местного самоуправления, возрастания роли муниципального образования в решении конкретных проблем и нужд населения значение местных бюджетов будет возрастать.

В законодательстве и научной литературе встречаются понятия «местный бюджет» и «бюджет муниципального образования». В чем разница между этими понятиями? Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) оперирует в основном понятием «местный бюджет». Статья 52 называется «Местные бюджеты», хотя далее в тексте закона наряду с этим понятием используется понятие «бюджет муниципального образования» (статьи 20, 57, 62, 65). Понятийная разница между двумя этими определениями в законе не указывается.

Бюджетный кодекс РФ также использует оба понятия, хотя приоритет отдается понятию «бюджет муниципального образования». В ст. 14 дается его определение, из чего можно сделать вывод о том, что оба понятия используются в Кодексе как равнозначные.

В научной литературе многие исследователи, свидетельствуя о том, что бюджет есть понятие многогранное, раскладывают его на составляющие. Так, бюджет муниципального образования есть местный бюджет, исходя из территориального признака.

В материальном аспекте местный бюджет представляет собой централизованный в масштабах определенного муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления и с помощью которого

решаются основные задачи муниципального образования. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрирующихся в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. С точки зрения правового признака бюджет - это муниципальный правовой акт, утверждаемый в форме решения представительного органа местного самоуправления, основной финансовый план муниципального образования (роспись его доходов и расходов).

Согласно экономическому признаку, местный бюджет есть компонент муниципальной собственности и местного хозяйства, посредством которого перераспределяется часть стоимости совокупного общественного продукта, или совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования муниципального (местного) фонда денежных средств. Финансовый признак указывает на то, что местный бюджет - это фонд денежных средств, формируемый органами местного самоуправления и предназначенный для обеспечения их задач и функций. Наконец, по учетному признаку муниципальный бюджет - это план доходов и расходов муниципального образования на планируемый финансовый год.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). Законодатель не приводит значительных отличий в сущности или признаках между бюджетом местным и государственным. Различия заключаются лишь в том, что первый предназначен для обеспечения задач и функций государства, а второй - органов местного самоуправления.

Однако и это отличие не всегда является определяющим в бюджетном законодательстве. Т.М. Ковалева, анализируя разницу между бюджетными и государственными доходами и расходами, полагает, что теоретически это разнопорядковые понятия. Так, в странах, где конституционно органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, система собственных доходов и расходов местных бюджетов формально не входит в состав государственных доходов и расходов. Однако в действительности доходы и расходы бюджетов органов местного самоуправления регламентируются, регулируются и контролируются органами государственной власти и по своей сути не отличаются от государственных доходов и расходов. В широком смысле бюджетные и государственные доходы и расходы - это если не идентичные понятия, то очень близкие, различия между которыми несущественны.

Обозначенный в законодательстве о местном самоуправлении принцип равноправия муниципальных образований независимо от их уровня (например, сельское поселение и муниципальный район), размера территории, количества жителей, уровня экономического развития и иных объективных социально-экономических показателей, а также запрет на подчиненность одного муниципального образования другому означают, что местные бюджеты имеют формально равный правовой режим.

В бюджетном законодательстве понятие «местный бюджет» также нестатично. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 14 БК РФ). Определение включает в себя не только задачи и функции местного самоуправления, но и осуществление отдельных государственных полномочий, а также решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, что не противоречит Закону № 131-ФЗ.

В определении акцентируется внимание на расходной составляющей местного бюджета, хотя доходы и расходы являются двумя равнозначными компонентами.

В соответствии со статьями 14-16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся такие, как установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Эти полномочия могут не быть напрямую связаны с исполнением муниципальным образованием расходных обязательств, а напротив, направлены на увеличение доходной составляющей местного бюджета. Законодатель выводит эти полномочия за рамки бюджетного законодательства.

В ст. 6 БК РФ не были внесены изменения в определение бюджета, в связи с чем бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это свидетельствует о некоторой недоработанности БК РФ либо об отсутствии у законодателя четкой, обоснованной и последовательной позиции в подходе к этому понятию.

Один из путей решения проблемы - объединение двух определений. Так, А.С. Нешитой предложил следующее определение бюджета: «Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления».

Доходы местных бюджетов в литературе принято рассматривать в неразрывной связи с государственными доходами. Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Государственные доходы (доходы федерального и регионального бюджетов) - часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства. Под муниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов .

В соответствии со ст. 6 БК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»; далее - Закон № 63-ФЗ) доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. Один из признаков доходов местных бюджетов - их безвозмездность. Этот признак является небесспорным. Если обратиться к источникам доходов, то в соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Последние действительно характеризуются признаком безвозмездности.

Местные налоги, поступающие в доходы местных бюджетов, также являются безвозмездными, так как в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Существенным отличием от налога в соответствии с НК РФ обладает понятие «сбор». Под ним понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сборов обусловлена совершением государством или органом местного самоуправления юридически значимых действий в пользу плательщика, и в определенной мере сбор направляется на покрытие расходов по их совершению. Сбор всегда индивидуально возмезден.

Менее отчетливо признак безвозмездности просматривается при анализе неналоговых доходов местных бюджетов. Так, к неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ст. 41 БК РФ). Регулирование отношений в области оказания платных услуг осуществляется гражданским законодательством, в которых бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местного самоуправления, являются одной из сторон гражданско-правового договора, а сам договор оказания платных услуг предполагает возмездность.

Еще один вид неналоговых доходов местных бюджетов - использование муниципального имущества. Органы местного самоуправления вправе использовать его по своему усмотрению, в том числе сдавать в аренду или продать. Доходы от аренды имущества, а тем более от его продажи не могут характеризоваться как безвозмездные.

Возмездностью характеризуется такой вид неналоговых доходов, как средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию. Возмещение вреда предполагает изначальное причинение определенного ущерба.

Определение доходов бюджета, данное в БК РФ, не совсем корректно. Признак безвозмездности из такого определения следовало бы исключить.

Определение, содержащееся в Законе № 63-ФЗ, вступающем в силу с 1 января 2008 г., еще менее удачно: «Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Это определение разграничило доходы бюджетов от денежных средств, поступающих в бюджет в качестве источников финансирования дефицита бюджета, которые доходами бюджета не являются. Однако в новом определении отсутствуют какие-либо признаки доходов бюджета, отличающие их от других видов денежных средств.

Наиболее оптимальным является синтез существующих понятий с указанием основных характерных признаков доходов бюджета и отграничением от других видов денежных средств при исключении признака безвозмездности. Доходы местных бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозвратном, безвозмездном или возмездном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов местного самоуправления с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования их деятельности, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Библиография

1 См., например: Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М., 2005. С. 253-254; Анимица К., Дворядкина Е., Силин Я. Бюджет большого города. - М., 2002. С. 77; Муниципальное право России: Учеб. / Под ред. А.С. Прудникова, А.М. Никитина. 3-е изд., перераб и доп. - М., 2004. С. 170; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.И. Карасева. - М., 2002. С. 180-181; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М., 2003. С. 36-37.

2 См.: Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М., 2005. С. 30.

3 Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М., 2006. С. 104.

4 См., например: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. - М., 2005. С. 229; Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. С. 298; Смирнова Н.Н. Финансовое право. - СПб., 2001. С. 60.

Поделитесь статьей с коллегами:

Ссылаясь на статью 6 Бюджетного кодекса РФ можно утверждать, что доходы бюджета - это те денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов подразделяются на собственные и субвенции от вышестоящих бюджетов на выполнение делегированных государственных полномочий. К собственным доходам относят:

  • - средства от самообложения граждан;
  • - средства от местных, региональных и федеральных налогов и сборов;
  • - безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • - доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • - часть прибыли муниципальных унитарных предприятий и часть доходов от оказания платных услуг;
  • - штрафы, устанавливаемые органами местного самоуправления;
  • - добровольные пожертвования и иные поступления.

Понятие «собственные доходы» существенно изменилось, теперь оно включает поступления из вышестоящих бюджетов, хотя на их объем местное самоуправление влиять не может. Эти возможности распространяются на доходы, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Также исключены понятия «регулирующие доходы», «налоговые доходы», «неналоговые доходы».

Исходя из этого можно подразделять собственные доходы муниципальных образований на регулируемые и нерегулируемые сверху, хотя смысл их в итоге не меняется. К первым относятся доходы от налогов по временным нормативам отчислений и финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня. Вторую группу доходов составляют доходы от собственной производственно-финансовой деятельности и закрепленных на постоянной основе налогов.

Теперь подробнее рассмотрим структуру собственных доходов муниципального образования. Самообложение - принципиально новая форма пополнения местных бюджетов, которая заключается в разовых платежах граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются (передают во временное или в постоянное пользование) муниципальным имуществом. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Значительное повышение уровня доходов от использования находящегося в муниципальной собственности имущества практически невозможно. Это связано с тем, что местное самоуправление не распоряжается значительными ресурсами, также ограничено в правах использования даже муниципальной собственности.

С ростом уровня жизни усиливается коммерциализация муниципального обслуживания, что означает увеличение доходов местного бюджета за счет оказания платных услуг. На развитие муниципальных образований направляется также часть финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Это средства муниципальных предприятий и учреждений, значительная часть которых относится к сфере социальной и производственной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады, ЖКХ и др.). Кроме того, это часть финансовых ресурсов коммерческих организаций, которая направляется на социально-экономическое развитие территории. Десять-пятнадцать лет назад практически каждое крупное предприятие содержало объекты социально-культурного и жилищно-коммунального характера (детские сады, профилактории, дома отдыха, детские летние лагеря и т.п.). В последние годы многие предприятия оказались не в состоянии финансировать эти расходы, и отказались от объектов, содержание которых пришлось взять на себя органам местного самоуправления. Однако организации нередко продолжают участвовать в благоустройстве, озеленении прилегающих к ним территорий, за счет средств хозяйствующих субъектов осуществляется обучение и повышение квалификации их персонала. Предприятиями, имеющими наиболее устойчивое финансовое положение, осуществляется строительство жилья для своих работников.

Тенденцией последних лет становится повышение доли финансовой помощи от бюджетов других уровней в бюджетах муниципальных образований, что усиливает зависимость местных бюджетов.

Согласно БК РФ средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, принято называть трансфертами. Трансферты одновременно служат инструментом межбюджетного регулирования и источником доходов местного бюджета.

Межбюджетные трансферты имеют следующие формы.

  • 1. Дотации - средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. На них приходится основная часть всех трансфертов.
  • 2. Субсидии - денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели.
  • 3. Субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Порядок предоставления субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти.
  • 4. Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Он предоставляется для покрытия кассовых разрывов в связи с несовпадением сроков финансирования расходов и наличием средств.
  • 5. Трансферты в виде финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований и иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Для обеспечения финансовых взаимоотношений между различными уровнями бюджетной системы РФ, то есть обеспечения межбюджетных отношений, в федеральном и региональных бюджетах образуются специальные фонды.

  • 1. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В федеральном бюджете образован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, в региональных бюджетах образуются региональные фонды финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), а в муниципальных районах - районный фонд финансовой поддержки поселений.
  • 2. Фонд софинансирования социальных расходов предоставляет субсидии для долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов муниципальных образований, список которых часто формируется самим регионом, порой включает и вопросы местного значения, так как в законодательстве нет явного указания на возможность использования средств фонда на текущие расходы.
  • 3. Региональный Фонд муниципального развития предоставляет муниципальным образованиям субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципального образования, инвестиций в собственность муниципального образования. Потребность в инвестициях определяется как стоимость предложенного муниципальными образованиями проекта, умноженная на долю софинансирования из фонда муниципального развития.
  • 4. Фонд компенсаций служит для целей делегирования полномочий Центра на уровень субъектов РФ и местного самоуправления. Они связаны с предоставлением социальных льгот, которые могут устанавливаться на уровне региона и тем не менее финансирование которых может передаваться на муниципальный уровень.

С переходом России на рыночные основы хозяйствования доходы стали формироваться, главным образом, из налоговых поступлений, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законом. В настоящее время доходы от собственной производственно-финансовой и коммерческой деятельности муниципальных образований не превышают и 10% всех доходов, что означает: остальные более 90% доходов муниципальные образования получают благодаря налоговым поступлениям и финансовой помощи из других бюджетов, при этом важна пропорция между ними.

Статья 8 Налогового кодекса РФ определяет понятие налога - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система РФ представлена федеральными, региональными и местными налогами.

Федеральные налоги устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей ее территории (НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина). (Ст.13 НК РФ)

Статьями 55-59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что единые для уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов устанавливают не ежегодные законы о бюджетах, а Бюджетный кодекс. Это повышает предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого бюджетного уровня. Также законодательно запрещено установление нормативов отчислений в местные бюджеты на ограниченный срок. Полномочия по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов переданы субъектам РФ, причем нормативы должны быть установлены исходя из зачислений в местные бюджеты не менее 20% налога на доходы физических лиц.

Региональные налоги устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей ее территории, но конкретные их ставки определяются законами субъектов РФ. К ним относятся: транспортный налог; налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. (Ст.14 НК РФ)

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений. Законодательно запрещено установление нормативов отчислений в местные бюджетына ограниченный срок.

Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей ее территории, а их ставки конкретизируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. К местным относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. (Ст.15 НК РФ)

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с законодательством РФ.

Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов. Установление нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

За счет механизма нормативов налоговых отчислений происходит перетягивание средств в региональные бюджеты за счет местных бюджетов. Это происходит из-за более высокого потенциала городов - столиц регионов, которые становятся донорами для региона - дотационера. Часто при росте налогового потенциала доходы городского бюджета могут сокращаться. Доля финансовой помощи в доходах бюджета значительна, что говорит о высокой централизации средств в региональных бюджетах.

При недостаточности бюджетных средств органы местного самоуправления вправе привлекать дополнительные источники, покрывающие дефицит бюджета, которые не включаются в общую сумму доходов бюджета муниципального образования. В качестве таких источников выступают внутренние и внешние муниципальные заимствования у физических и юридических лиц.

Для муниципального образования структура получаемых доходов важна, так как связана с возможностями самостоятельного использования средств, потенциалом их роста. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований - постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего вопрос о доходах местных бюджетов. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения.

Необходимость увеличения доходов бюджета является одной из актуальнейших задач современности. Исполнительные и законодательные органы России стремятся найти такое решение этой задачи, которое позволит преодолеть последствия системного кризиса и сопутствующих ему осложнений в экономике и приведет к значительному повышению реальной величины доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы страны.

Местный бюджет – особая форма привлечения и расходования средств, необходимых для финансирования деятельности муниципальных образований. Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач.

Доходы местного бюджета

Местный бюджет представляет собой комплекс упорядоченных, развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, является основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом местного самоуправления на очередной финансовый год или плановый период.

Проблема финансового обеспечения развития территорий свойственна практически всем странам. Везде есть более бедные и более богатые регионы, которые имеют разную налоговую базу и финансовый потенциал, потому что мир несправедлив и в нем неравномерно размещены и природные ресурсы, и трудовые, то есть люди. В экономически развитых странах финансовые проблемы регионов решаются с помощью предоставления местным органам власти стабильно закрепленных доходных источников – местных налогов.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на:

Бюджеты первичного уровня;

Бюджеты базового уровня;

Бюджеты областного уровня.

Бюджеты первичного уровня включают в себя:

· бюджеты городов районного подчинения (14), средний объем бюджета составляет 2 млрд. рублей. Только 4 из них являются бездотационными;

· бюджеты поселковых советов (25), средний объем бюджета – 0,9 млрд. рублей, 5 являются бездотационными;

· бюджеты сельских советов (1180), средний объем бюджета составляет 0,7 млрд. рублей, 257 являются бездотационными.

Бюджеты базового уровня состоят из:

· бюджетов городов областного подчинения (10), средний объем бюджета составляет 1,7 трлн. рублей, 1 является бездотационным;

· районных бюджетов (118), средний объем бюджета составляет 0,4 трлн. рублей, 2 являются бездотационными.

Бюджеты областного уровня включают:

  • областные бюджеты (6), средний объем бюджета составляет 5,3 трлн. рублей, все бюджеты являются дотационными;
  • бюджет города Минска, объем бюджета составляет 30,1 трлн. рублей, бездотационный.

Зачем нужны местные бюджеты? Для финансового обеспечения деятельности местных Советов. В основном они занимаются тем, что обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Функциональная структура расходов местных бюджетов Беларуси близка к структуре таких же бюджетов в развитых странах ОЭСР: образование и здравоохранение являются наиболее крупными направлениями расходов местных бюджетов Беларуси. Суммарно они составляют около 45% трат на региональном уровне. Для того, чтобы выполнить эти задачи, местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются также на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения.

Местные бюджеты формируются за счет налоговых доходов (70%), собственных доходов, отчислений от общегосударственных налогов и доходов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Местные Советы не уполномочены увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских доходов и налогов. Бюджетным кодексом закреплены нормативы отчислений от доходов, формирующих преобладающую часть доходов местных бюджетов. В полном объеме в бюджеты регионов зачисляются такие крупные источники доходов, как подоходный налог, налог на прибыль коммунальных и негосударственных организаций, налоги на собственность.

Норматив отчислений в бюджеты областей и города Минска от налога на добавленную стоимость (НДС) устанавливается ежегодно в законе Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, а также иных социальных нормативов.

Надо отметить, что, конечно же, центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет, а не местные. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и городом Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам:

· дотации (дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета),

· субсидии (субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов;)

· и субвенции (субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;) при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

В сравнении с развитыми государствами местные бюджеты в нашей стране в меньшей степени зависят от трансфертов из республиканского бюджета.

В текущем 2014 году из республиканского бюджета в бюджеты регионов планируется направить 38 трлн. белорусских рублей, из них 29,9 трлн. белорусских рублей – в форме дотаций.

Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим направлениям:

· капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

· региональные мероприятия по социальной защите населения;

· учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

· возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

· другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

Возрастает стимулирующая роль местных бюджетов в развитии областей промышленности и социально-культурного строительства. Через систему доходов и платежей к этим бюджетам осуществляется влияние на производство, ассортименты и качество продукции.

С точки зрения мировой практики, уровень местных бюджетов Беларуси является оптимальным и приближается к своему максимуму с учетом степени централизации средств в бюджете нашей страны.

В любой из развитых стран мира существуют местные бюджеты, в назначение которых в первую очередь входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.

По определению профессора Т.В. Сорокиной, доходы бюджета представляют собой экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств государства. Формой реа­лизации этих отношений являются различные виды плате­жей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут при­нимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и прави­тельств иностранных государств .

Российские исследователи предлагают следующие определения:

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций .

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций .

Доходы местного бюджета – это экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.

Сущностными признаками доходов бюджета, не учитываемые в определениях российских авторов, являются безвозмездность и безвозвратность.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Бела­русь. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе Рес­публики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансо­вый (бюджетный) год.

К собственным источникам доходов местного бюджета отно­сятся:

Источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

Дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоя­тельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, пла­тельщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов опреде­ляются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, суб­сидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства. Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Согласно законодательству дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регули­рующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для пол­ного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия .

Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают в себя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

Текущие налоговые доходы:

Прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль);

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений);

Внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определенными видами деятельности), прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием ведомственного жилищного фонда);

Налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог);

Прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и др.);

Текущие неналоговые доходы:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);

административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата от лиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);

Поступления по штрафам и санкциям;

Прочие текущие неналоговые доходы;

Капитальные неналоговые доходы:

Доходы от реализации основных фондов.

Доходы бюджетов первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) включают в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

Текущие налоговые доходы:

Прямые налоги на доходы и прибыль с физических лиц (подоходный налог с граждан), с юридических лиц (налог на прибыль предприятий, объединений и организаций государственной и негосударственной собственности);

Внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории Республики Беларусь);

Налоги на собственность (земельный налог);

Текущие неналоговые доходы:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местных бюджетов, налог на добываемые из природной среды ресурсы);

Административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, и др.);

Поступления по штрафам и санкциям;

Прочие текущие неналоговые доходы.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки.

Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Между различными уровнями местных бюджетов в силу различного развития регионов и необходимости в материальной помощи от вышестоящих бюджетов происходит распределение доходов. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются ме­жду областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посел­ков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодатель­ства Республики Беларусь.

Если собственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна для финансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обя­зательных платежей. Состав и размеры части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, ус­танавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год. Распределение части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утвер­ждаемым областными Советами депутатов.