Финансовые ресурсы - материальная основа финансовых отношений. Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений
Финансы и кредит… Краеугольные камни, без которых немыслимо возведение стройного здания рыночной экономики. Финансы и кредит – суровая ежедневная реальность, перед некоторыми событиями которой меркнут самые невероятные фантазии.
М.В. Лычагин
Введение
В финансовом сообществе уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мир все больше превращается в единый рынок. На протяжении двух последних десятилетий каждый мог наблюдать ускорение процесса глобализации финансовых рынков. Выражается это, прежде всего, в том, что международные финансовые рынки существенно расширились, а объемы сделок на валютном рынке и рынках капитала заметно возросли.
В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Ю.М. Осипов , с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.
По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой , “существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда наука управления финансами получает новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков.
Сегодня грамотному экономисту, финансисту и бухгалтеру как никогда важно знать природу финансов, принципы их организации, механизм их взаимодействия с другими категориями, разбираться в особенностях их функционирования, правильно выбирать методы и инструменты более эффективного использования финансов в общественном производстве для обеспечения устойчивого экономического роста. По нашему мнению изучение необходимо начинать с базового курса «Финансы», который включен в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования при подготовке выпускников по направлению подготовки 080000 «Экономика и управление».
Курс «Финансы» является одним из основополагающих и формирует основы знаний в сфере финансовых отношений. Информационно-методологическая основа курса закладывается при изучении экономической теории. Курс концептуально и содержательно связан с блоком финансово-экономических дисциплин. Знания, полученные при изучении данного курса, являются базой для освоения таких дисциплин, как «Финансы организации», "Финансы и кредит", "Финансовый менеджмент", "Инвестиции", "Рынок ценных бумаг", «Страхование». Курс "Финансы" создает для этих дисциплин теоретическую основу для освоения процессами управления финансами в различных сегментах экономики.
Логика изучения курса «Финансы» и ее место в цикле дисциплин по теории и практике управления финансами показано на рис. 1.
Рис. 1. Логика построения курса «Финансы» и его место в системе дисциплин по теории и практике финансового управления
Цель данного учебного пособия – раскрыть и обозначить общетеоретические вопросы функционирования финансов как многогранной объективной экономической категории, присущей современным рыночным системам хозяйствования и широко используемой государством для регулирования экономики на макро– и микроэкономическом уровне кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, читатель сможет более подробно изучить интересующую его проблему в специализированных изданиях. Учебное пособие – краткий конспект по всем темам курса финансов.
Основными задачами при написании учебного пособия были: раскрыть сущность, функции и специфические признаки финансов как экономической категории; показать их место и роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; дать комплексное представление о финансовой системе страны, ее ключевых звеньях; о структуре финансового рынка и закономерностях его функционирования; рассмотреть особенности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства, предприятий, организаций; показать роль финансов в развитии международного сотрудничества в условиях глобализации экономики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1. Признаки, характеризующие финансы как экономическую категорию:
Отношения, возникающие на стадии потребления общественного продукта
Денежные отношения
Отношения, регулируемые государством
Товарные отношения
Распределительные (перераспределительные) отношения
Кредитные отношения
2. Материальными носителями финансовых отношений являются:
Все денежные средства
Валовой внутренний продукт
А.М. Александров
Д.А. Аллахвердян
А.М. Бирман
Э.А. Вознесенский
А.М. Александров
Д.А. Аллахвердян
А.М. Бирман
Э.А. Вознесенский
В.П. Дьяченко
5. Сферы финансовой системы страны:
Государственные и муниципальные финансы
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Финансы экономических субъектов
6. Финансы страховой компании относятся к:
7. Бюджетная система относится к:
Финансам экономических субъектов
8. Финансы предприятий и организаций относятся к:
Государственным и муниципальным финансам
9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к:
Государственным и муниципальным финансам
Финансам экономических субъектов
10. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:
Финансовая политика
Финансовый механизм
Финансовые санкции
11. Слагаемые финансового механизма, если не допустить дублирование:
Финансовый механизм экономических субъектов
Финансовый механизм коммерческих предприятий
Бюджетный механизм
Финансовый механизм индивидуального предпринимательства
Налоговый механизм
12. Государственные органы управления финансами в РФ:
Финансовые органы на уровне субъекта РФ
Министерство финансов в РФ
Территориальные органы Федеральные казначейства РФ
Кредитные органы
Муниципальные финансовые органы
13. Финансовые планы экономических субъектов:
Федеральный бюджет
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Баланс доходов и расходов промышленного предприятия
Бюджет РСО-А
Финансовый план страховой компании
14. Источниками финансовых ресурсов открытого АО могут выступать:
Средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций АО
Бюджетные средства
Банковские кредиты
Начисленная, но не выплаченная заработная плата
Прибыль от реализации товаров и услуг
15. Государственные финансы в РФ включают:
Федеральный бюджет
Государственные внебюджетные фонды
Местные бюджеты
Бюджеты субъектов РФ
16. Объектами перераспределения посредством бюджета выступают:
Стоимость ВВП
Чистый доход
Национальный доход
Амортизационные отчисления
Излишки оборотных средств
17.Теоретическими основами учения о финансах являются:
Учение о воспроизводстве
Спрос и предложение
Учение о государстве
18. Зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к:
13-14 векам
15-16 векам
17-18 векам
19. Предметом финансовой пауки являются:
Налоги и налоговая система
Финансовые отношения
Государственный бюджет
20. Объектами изучения финансов являются:
Доходы и расходы государства
Доходы и расходы субъектов хозяйствования
Налоговые и таможенные платежи
21. Термин «финансы» в переводе с французского означает:
Наличность, доход
Денежный платеж
22. Императивный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют формирование и использование фондов денежных средств
23. Денежный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют перераспределение ресурсов
Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер
Финансы являются частью денежных отношений
24. Перераспределительный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют перераспределение ВВП и НД
Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер
Финансы являются частью денежных отношений
25. Санкт-петербургская школа выделяет следующие функции финансов:
распределительную
Образования денежных фондов
Контрольную
Использования денежных фондов
регулирующую
стимулирующую
26. Московская школа выделяет следующие функции финансов:
Распределительную
образования денежных фондов
Контрольную
использования денежных фондов
Регулирующую
Стимулирующую
27. Ко вторичным (производным) доходам относятся:
Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства
Доходы предприятий материального производства
Доходы государства, а также бюджетных организаций
28. К первичным (основным) доходам относятся:
Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства
Доходы предприятий материального производства
29. Инструментами государственного финансового регулирования являются:
Государственные расходы
Государственный кредит
Внебюджетные фонды
30. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются:
Поступления от государственного социального страхования
Амортизационные отчисления
Прибыль предприятий
31. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов являются:
Поступления от государственного социального страхования
Амортизационные отчисления
Прибыль предприятий
32.К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся:
Устойчивые пассивы
Продажа собственных ценных бумаг
33. К заемным и привлеченным финансовым ресурсам предприятий относятся:
Устойчивые пассивы
Продажа собственных ценных бумаг
Финансы - это
Денежные отношения, связанные с распределением страховых фондов
Денежные отношения по поводу формированию бюджетного фонда страны
Денежные отношения по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств
35. Первичные доходы - это доходы:
Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства
Формируемые в процессе перераспределения национального дохода
36. Вторичные доходы - это доходы:
Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства
Формируемые в процессе перераспределения национального дохода
37. Финансовые отношения являются:
Более широким понятием, чем денежные отношения
Частью денежных отношений
38. Децентрализованные финансы функционируют:
На уровне субъектов хозяйствования
39. Централизованные финансы функционируют:
На государственном уровне
На уровне субъектов хозяйствования
40. Какие звенья финансовых отношений являются централизованными:
Государственная бюджетная система
Фонды страхования
Финансы предприятий
Государственный кредит
41. Бюджетная система современной России является:
2-х уровневой
3-х уровневой
4-х уровневой
42. Финансовая политика - это:
Политика в области внебюджетных фондов
Политика в области государственного кредита
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций
43. Финансовая политика:
Является составной частью экономической политики государства
Включает в себя экономическую политику государства
44. Классическая финансовая политика бала основана на трудах:
Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей
Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей
45. К краткосрочному государственному кредиту относятся:
Займы со сроком погашения до 1 года
Займы со сроком погашения от 1 до 5 лет
Займы со сроком погашения свыше 5 лет
46. Главная составная часть муниципальных финансов:
Бюджеты субъектов РФ
Средства субъектов хозяйствования
47. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:
Президентский, контроль исполнительных органов власти, аудиторский
Предварительный, текущий, последующий
Бюджетный, налоговый, валютный
48. Если финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок и финансовых операций, то это:
Предварительный финансовый контроль
Текущий (оперативный) финансовый контроль
Последующий финансовый контроль
49. Основное направление регулирующей финансовой политики:
Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов
Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства
50. Нормативный метод финансового планирования:
Предполагает выполнение финансовых расчетов на основе определения соответствующих коэффициентов
Рассчитывает финансовые показатели на основе прогрессивных норм инормативов формирования и использования финансовых ресурсов
Позволяет сбалансировать источники финансовых ресурсов с материально-вещественными и трудовыми ресурсами
51. НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
52. Земельный налог, относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
53. , транспортный налог относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
54. Прямые налоги:
Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика
Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем
55. Косвенные налоги:
Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика
Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем
56. Если налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
57. Если ставка налога повышается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
58. Если ставка налога понижается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
59. К местным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
60. К федеральным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на имущество физических лиц
61. К региональным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на имущество физических лиц
62. Ставка налога на прибыль организаций составляет:
63. Предельный размер налоговой ставки по налогу с имущества организаций установлен в размере:
64. Базовая ставка НДС в настоящее время в РФ составляет:
65. Ставка НДФЛ составляет:
66. Современными представителями Московской школы финансов являются:
Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др
Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.
67. Современными представителями Санкт-Петербургской школы финансов являются:
Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др
Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.
68. Какие звенья финансовых отношений являются децентрализованными:
Государственная бюджетная система
Фонды страхования
Финансы предприятий
Государственный кредит
69. Регулирующая финансовая политика бала основана на трудах:
Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей
Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей
70. Основное направление классической финансовой политики:
Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов
Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства
Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана
71. Влияние финансов на цену можно выявить посредством:
Налогообложения
государственного кредита
Априорного распределения
общественного потребления
личного потребления
72.Сумма первичных доходов равна:
валовому внутреннему продукту
Национальному доходу
валовому национальному продукту
национальному богатству
73. На какой стадии общественного воспроизводства проявляют свое назначение финансы:
на стадии производства
на стадии обмена
На стадии распределения
на стадии потребления
74.Какие денежные фонды являются государственными:
фонды накопления
фонды потребления
Бюджетные фонды
инвестиционные фонды
Внебюджетные фонды
75.Какие денежные фонды формируются на предприятиях:
Фонды накопления
Фонды потребления
бюджетные фонды
инвестиционные фонды
внебюджетные фонды
76. Оптимальный уровень налоговых изъятий в бюджет государства, согласно Лафферу, не должен превышать:
25-30% дохода налогоплательщиков
30-35% дохода налогоплательщиков
35-40% дохода налогоплательщиков
77. Фонды накопления предназначены для:
Осуществления расширенного воспроизводства
социальных выплат работникам
78. Фонды потребления предназначены для:
снижения себестоимости продукции
погашения банковских кредитов и процентов по ним
осуществления расширенного воспроизводства
Социальных выплат работникам
уплаты налогов в бюджет государства
79. Денежные средства, выплачиваемые на предприятиях в виде материального поощрения, называются:
уставным фондом
фондом накопления
резервным фондом
амортизационным фондом
Фондом потребления
80. Денежные средства, предназначенные для финансирования расширенного воспроизводства, называются:
уставным фондом
Фондом накопления
резервным фондом
амортизационным фондом
фондом потребления
81.Личное потребление составляет:
расходы на государственное управление и оборону
Заработную плату, пенсии, пособия, стипендии
расходы на народное хозяйство
расходы на социально-культурные мероприятия
82.Общественное потребление составляет:
Расходы на государственное управление и оборону
заработную плату, пенсии, пособия, стипендии
Расходы на социально-культурные мероприятия
83.Налоги, уплачиваемые из национального дохода, являются:
косвенными
пропорциональными
84.Начисленная, но не выплаченная в срок заработная плата работников представляет собой:
Устойчивые пассивы
расходы государства
85. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в:
инвестиционном кредите
86. Расширенное воспроизводство означает:
Рост объема выпускаемой продукции
сокращение издержек производства
оптимизацию налогооблагаемой базы
привлечение иностранных инвестиций
87. Национальный доход:
включает в себя стоимость валового внутреннего продукта
является частью валового внутреннего продукта
88.Валовой внутренний продукт:
включает в себя стоимость национального дохода
Является частью национального дохода
89. По роли в общественном воспроизводстве все расходы бюджета подразделяются:
На конкретные виды затрат
90. По функциональному признаку все расходы бюджета подразделяются:
На развитие материального производства и непроизводственной сферы
В зависимости от выполняемых государством функций
На конкретные виды затрат
На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю
91. По отраслевому назначению все расходы бюджета подразделяются:
На развитие материального производства и непроизводственной сферы
В зависимости от выполняемых государством функций
На конкретные виды затрат
На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю и т.д.
92. Последовательность стадий воспроизводственного процесса означает:
Производство – распределение – обмен – потребление
Распределение – обмен – потребление – производства
Производство – обмен – распределение – потребление
Производство – распределение – потребление – обмен
Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.
Как экономическая категорияфинансовые ресурсы - это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.
В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.
Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».
В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.
Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.
С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.
Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.
Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .
Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.
Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.
Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.
Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.
Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.
В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.
Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.
Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.
В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.
Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.
Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.
Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.
Важный фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - способствует увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.
На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.
Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.
Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.
4.2. Экономическое содержание и сущность финансовых ресурсов
Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны:
1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.
2. Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры совокупного общественного продукта (С + V + m), его распределения и места в этом процессе, то понятие финансовые ресурсы выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.
Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «С», «V», «m».
Например, от элемента «С» образуются: амортизационные отчисления, оборотные средства, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «V» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).
Часть финансовых ресурсы формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «С» и «V», что на уровне хозяйствующих субъектов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др. А такой вид как поступления от приватизации имеют источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (V + m).
Определяя сущность финансовых ресурсов, на наш взгляд, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.
На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.
Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.
Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.
Как было отмечено ранее, специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.
Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают
1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера,
которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг, как источники их формирования (составляющие элементы):
амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды,
государственные внебюджетные социальные фонды, прочие
поступления;
4) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.
Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.
Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.
Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ (например, отражено в бухгалтерском балансе предприятия), так и в виде балансового равенства их поступления и расходования (составляются бюджеты доходов и расходов предприятий; сводный баланс финансовых ресурсов государства).
Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.
Истоки дискуссий по поводу денежной и неденежной форме финансовых ресурсах, лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Как известно, одни экономисты считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но нее все денежные являются финансовыми. Другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные.
Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства называется финансовыми ресурсами.
Источником формирования финансовых ресурсов являются ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Их объем, структура и динамика определяют объем, структуру и динамику финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования представлены прибылью и амортизацией. Финансовые ресурсы государства – доходами бюджетной системы (налоговыми, неналоговыми, безвозмездными перечислениями) и прочими ресурсами бюджетной системы (поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов).
Финансовые ресурсы могут формироваться и использоваться в форме фондов денежных средств. Для фондов денежных средств характерны организационное обособление денежных средств (на отдельном банковском счете, в бухгалтерских, финансовых документах), а также строго целевой характер формирования и использования.
Финансовые ресурсы государства имеют исключительно фондовую форму использования. Это бюджетный фонд и внебюджетные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования). Также в России созданы и резервные фонды:
Резервный фонд - часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта при недостаточности нефтегазовых доходов.
Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, используемых для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда.
У субъектов хозяйствования могут формироваться амортизационный фонд, а также резервные фонды, фонды развития производства, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР) и другие.
Финансовые резервы – та часть финансовых ресурсов, которая предназначена для компенсации последствий непредвиденных событий.
Организации используют финансовые резервы для покрытия убытков, погашения задолженности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и прочее.
Государственные органы используют данные фонды для ликвидации последствий стихийных бедствий общегосударственного масштаба.
Финансовые ресурсы – это важнейший источник расширенного воспроизводства роста материального уровня жизни. Поэтому снижение объема ФР может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач.
В то же время объем и структура ФР связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Постоянный рост и развитие производства лежат в основе увеличения ФР.
У субъектов хозяйствования формируются децентрализованные финансовые ресурсы. На уровне государства образуются централизованные финансовые ресурсы.
4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, источники их формирования.Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансовые ресурсы - сумма средств, направленные на основные и оборотные средства предприятия. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.
Классифицируются: по кругообороту (начальные и приращенные), по использованию (материализованные и те, что находятся в обороте), по праву собственности (собственные, предоставленные государством и заемные)
Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка. II. Налоги. III. Отчисления во внебюджетные фонды. IV. Платежи населения в местный бюджет. V. Прочие.
Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: I. Прибыль. II. Амортизация. III. Кредитные инвестиции. IV. Страховые возмещения. V. Выручка от реализации выбывшего имущества. VI. Устойчивые пассивы. VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. XI. Бюджетные субсидии. XII. Прочие.
Финансовые ресурсы делятся на : 1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.
Они направляются на следующие цели : a) капиталовложения; b) увеличение оборотных средств; c) финансирование НТП; d) проведение природоохранных мероприятий; e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); f) прочие аналогичные цели.
Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях : 1.финансовое обеспечение воспроизводственного процесса; 2.финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3.финансовое стимулирование экономики.
Воспроизводственные затраты - это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы деньги. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.
Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль). V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.
Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям: 1.налоги (из зарплаты должны выплачиваться); 2.страховые платежи; 3.прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.) Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Существует 4 источника финансовых ресурсов из заработной платы (V ):1 . налоги в бюджет и внебюджетные фонды; 2 . уплата страховых взносов; 3 . покупка ценных бумаг; 4 . хранение средств на счетах в банках
Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов в полном oбъеме
Финансовые источники делятся на : 1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства); 2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).
Источники финансовых ресурсов на макроуровне: 1. ВВП (первая группа финансовых источников). 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.). 3. Национальное богатство. 4. Привлеченные (заемные) ресурсы.
Источники финансовых ресурсов на микроуровне: 1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать). 2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия). 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций. 4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).
5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости : 1-й случай : при ускорении оборачиваемости; 2-й случай : при сокращении производства; 3-й случай : при сокращении запасов; 4-й случай : при сокращении материалоемкости; 5-й случай : замена собственных средств заемными.
7 направлений расходов финансовых ресурсов :1. капитальные вложения; 2. прирост оборотных средств; 3. прочие материальные затраты; 4. резервы; 5. социально - культурные потребности; 6. денежные выплаты населению; 7. помощь другим странам.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний.