Общегосударственный финансовый контроль осуществляется. Органы осуществляющие финансовый контроль в рф. Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля - это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.
Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.
Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.
Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;
обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).
Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Кратко охарактеризуем виды контроля, формы и методы его проведения. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый контроль, финансовый мониторинг.
Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля - обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.
Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля - деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля - внутрихозяйственная деятельность: финансовое планирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности.
С развитием общества все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций.
Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина России. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Независимый контроль производится специальными органами - аудиторскими фирмами и службами.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов, соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов хозяйствующих субъектов.
Последующий финансовый контроль осуществляется в форме анализа и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по окончанию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, эффективности финансовой стратегии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе его проведения могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Обследование может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.
Контролирующие органы проводят надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он предполагает проверку соблюдения правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. К контролирующим органам относится, например, Федеральная служба страхового надзора, основные функции которой заключаются в принятии решений о выдаче лицензий или отказе в ней, аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий, выдаче или отзыве квалификационных аттестатов, осуществлении контроля за соблюдением страховыми организациями страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности.
Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки итогов исполнения сметы бюджетов, результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия, эффективности использования собственных и заемных средств.
Ревизия - это наиболее распространенная форма финансового контроля. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Цель ревизии - установление целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Различают комплексные, тематические, сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации. Проверке подлежат сохранность, обоснованность, законность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности и т.д. Для проверки специальных технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить высокое качество контроля.
Тематическая ревизия проводится по определенному вопросу деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет путем сравнительного анализа выявить типичные недостатки или нарушения, рекомендовать (а руководству принять) меры к их устранению.
Сплошная (комплексная) ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности или по всему предприятию за весь проверяемый период.
Выборочная ревизия предполагает проверку части первичных документов за определенный промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.
Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних субъектов контроля с применением сплошного метода, других - выборочного, что позволяет ревизовать крупные объекты с большим документооборотом и множеством хозяйственных операций.
По материалам и выводам проведенной ревизии оформляется акт, по итогам которого разрабатываются и принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ. Парламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответствующих комитетов и комиссий. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью либо если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преференции.
По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздействия.
Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, расходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы. ФСФБН - это федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача - контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом контрольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Правительства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ.
К основным функциям ФСФБН относятся:
проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;
организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Схожие по характеру функции в сфере государственного финансового контроля за соблюдением действующего федерального законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство , находящееся в ведении Минфина России. Система Федерального казначейства состоит из Главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов на их территории. Федеральное казначейство ежедневно информирует Минфин России о результатах работы.
Во избежание дублирования функций и действий двух самостоятельных федеральных служб Минфином России принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля, а за ФСФБН - последующего. На практике это разделение функций выглядит следующим образом: контроль за законностью использования ассигнований и прохождением средств по счетам в банках осуществляют органы Федерального казначейства, а контроль за обоснованным и целевым расходованием данных средств субъектом хозяйствования - ФСФБН.
Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля, возглавляемые Федеральной налоговой службой. В их задачу входит систематизация учета и ответственности, а также проверка налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению и налоговой проверке. Федеральная таможенная служба в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеет полномочия в области государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу России. Кроме названных, государственный финансовый контроль осуществляет и ряд других государственных органов: Банк России, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и др.
Департаментом государственного финансового контроля Минфина России была проведена работа по обобщению практики, систематизации накопленных знаний и определению основных направлений развития государственного финансового контроля в правовой сфере, области методологии и методики, организации деятельности и взаимодействия всех органов государственного финансового контроля РФ. Отмечено, что актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов.
В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия:
доработать и утвердить проект единой концепции государственного финансового контроля;
утвердить проект Федерального закона «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации»;
разработать порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета;
внести изменения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление последующего государственного контроля и взаимодействие контрольно-ревизионных органов Минфина России с правоохранительными органами и органами прокуратуры;
продолжить разработку программ проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, в том числе строительной отрасли, федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и т.д.;
создать электронную сеть органов государственного финансового контроля, осуществить переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности.
В среднесрочной перспективе органам финансового контроля требуется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит достаточно четко определять результативность бюджетных расходов, а следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность использования средств. В связи с этим одной из основных задач контрольно-ревизионных органов станет разработка методических материалов по формализации контрольных процедур и оценке эффективности государственных расходов по достигнутым результатам.
Реализация в комплексе всех намеченных мероприятий позволит стать государственному финансовому контролю эффективным элементом процесса управления финансовыми ресурсами страны.
Контрольные вопросы и задания
Дайте определение финансовой политики.
Охарактеризуйте основные типы финансовой политики.
Какие приоритеты предусматривает бюджетная и налоговая политика современной России?
Каково назначение финансового планирования?
Перечислите методы финансового планирования, применяемые в настоящее время.
Какие планы входят в систему финансовых планов государства?
Объясните, почему бюджетный план является центральным в системе финансовых планов?
Определите задачи финансового прогнозирования и финансового программирования.
Назовите цели управления финансами.
Охарактеризуйте основные методы управления финансами.
Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?
Перечислите основные функции Минфина России.
Назовите цели государственного финансового контроля.
Охарактеризуйте значение государственного финансового контроля в реализации экономической и финансовой политики государства.
Какова институциональная структура государственного контроля? Назовите задачи, решаемые каждым из осуществляющих его подразделений.
Перечислите виды и формы государственного финансового контроля, объясните их специфику.
Приведите обоснования основных направлений совершенствования финансового контроля.
Литература
Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового, контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К0, 2002.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2001.
Быстряков А.Я. Реформа государственного финансового контроля в Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Изд-во РАГС, 2003.
Материалы II Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации / Сост.: И.П. Никулин, Д.И. Саморуков, Н.С. Столяров. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002.
Сумароков В.Я. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.
Финансовый контроль и новые информационные технологии // Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. кол.: С.В. Степашин и др. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002.
Финансовый контроль и управление экономикой // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ. М., 16 декабря 2003 г.
Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М: Финансы и статистика, 2004.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под ред. В.К. Сен- чагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000.
Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.
Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Субъекты государственного финансового контроля:
– Счетная палата Российской Федерации;
– Центральный Банк Российской Федерации;
– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление
– федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);
– Министерство РФ по налогам и сборам;
– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
К основным задачам Счетной палаты отнесены:
– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
– финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;
– правовых актов федеральных органов государственной власти;
– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
– контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
– регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,
Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:
– проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
– контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
– проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
– организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:
– ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
– взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:
– выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
– в сфере взимания налогов и сборов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;
– государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:
– проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
– производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
– организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
– осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
– анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.
Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.
Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:
– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
– обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,
– иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
– контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также
– проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
– передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
– предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;
– приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
– требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о
– налогах;
– налагать административный арест на имущество юридических и физических
– лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения
– обязательств по уплате налогов и др.
Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими
учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.
Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.
Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах и других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.
13.Общегосударственный финансовый контроль.
§ Общегосударственный финансовый контроль
§ Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в инте-ресах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности ор-ганов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации
§ Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных форм собственно-сти. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой государственную собственность (соответственно собственность Российской Федерации и каждого субъекта), местные бюджеты - муниципальную собственность
§ В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их ис-полнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в мас-штабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления
§ Государственный (муниципальный) финансовый контроль может рассматриваться как одна из функций государственных органов) (органов местного самоуправления), представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности ис-пользования общественных финансовых ресурсов, а также государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) организациями и учреждения-ми
§ К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового кон-троля относятся: контроль за источниками поступления бюджетных средств; контроль за расходованием бюджетных ресурсов; контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации; контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях; контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложе-нию и полученных дотаций; В 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Инструкцию о проведе-нии ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, в которой уточнены понятие, цель и задачи ревизионных проверок, порядок проведения ревизий, их оформления и реализации результатов ревизий
§ Задачами государственного и муниципального финансового контроля в России являются: проверка правильное формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государст-венного и муниципального имущества; проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валют-ной, таможенной и банковской деятельности; контроль за реализацией межбюджетных отношений; выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой под-держки регионам; пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дота-ций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или ре-гионов; выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания к виновным лицам
§ Законодательные (представительные) государственные органы и органы местного само-управления осуществляют финансовый контроль в следующих формах: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на засе-даниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюдже-тов
§ Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний финансовый контроль осуществляют специальные органы, созданные и дейст-вующие независимо от исполнительной власти. Внутренний финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, создаваемые самой исполнительной властью. К нему можно отне-сти и ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств в подведомственных организациях и учреждениях с целью проверки расходования бюд-жетных средств, выделенных по подведомственному признаку бюджетной классификации, а также использования различных видов финансовой помощи из бюджета. Представительные и исполни-тельные органы разных уровней власти осуществляют финансовый контроль за исполнением соот-ветствующих бюджетов согласно Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Рос-сийской Федерации, Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 де-кабря 1990 г. № 394-1, «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, дру-гим федеральным законам, Указу Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспече-нию государственного финансового контроля в Российской Федерации», Постановлению Прави-тельства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Ми-нистерства финансов Российской Федерации», конституциям, уставам и законам субъектов Россий-ской Федерации, уставам муниципальных образований, другим правовым актам органов местного самоуправления. Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в нало-говом и валютном законодательстве, в Таможенном кодексе Российской Федерации
§ Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счегную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управле-ние Президента РФ, Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразде-ления (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансово-го контроля и аудита и их территориальные органы), Министерство по налогам и сборам Россий-ской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств
§ Одним из основных органов государственного финансового контроля является Счетная па-лата Российской Федерации. Она должна организовывать и осуществлять контроль за своевремен-ным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению
§ Главное контрольное управление Президента Российской Федерации контролирует деятель-ность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граж-дан и юридических лиц
§ Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за ис-пользованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюд-жетов; организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей га-рантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций
§ Департаменту государственного финансового контроля и аудита, а также контрольно-ревизионным управлениям Минфина России в субъектах Российской Федерации поручен государ-ственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми глав-ными и нижестоящими распорядителями кредитов, а также получателями бюджетных средств, кре-дитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, организуют и проводят реви-зии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральное казначейство про-водит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюдже-там государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу
§ Министерство по налогам и сборам Российской Федерации контролирует полноту и свое-временность поступления платежей в соответствующий бюджет. Основным направлением его дея-тельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступле-ний или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывают Налоговая по-лиция и Казначейство
§ Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый кон-троль за использованием бюджетных средств их получателями. Контролю подлежит соблюдение целевого назначения и своевременный возврат бюджетных средств, а также представление отчетно-сти и внесение платы за пользование названными средствами. Указанные контрольные органы про-водят проверки подведомственных государственных и муниципальных организаций, бюджетных учреждений
§ Основная задача, стоящая перед налоговыми органами, - убедиться в функционировании системы регистрации и обработки информации и оценить ее адекватность как основы для составле-ния расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды
§ До 1 января 2002 г. для целей налогообложения использовались данные бухгалтерского уче-та. Поэтому в рамках проводимых проверок налоговые органы в первую очередь оценивали степень достоверности, полноты и точности этих данных
§ С 1 января 2002 г. согласно положениям главы 25 НК РФ введена самостоятельная система учета данных в целях налогообложения - налоговый учет. Как указано в ст. 313 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмот-ренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не будут предметом проверок, проводимых налоговыми органами. Во-первых, все налоги (за исключением налога на прибыль) по-прежнему исчисляются на основе дан-ных бухгалтерского учета. Во-вторых, в том случае, если порядок бухгалтерского и порядок нало-гового учета для целей расчета налоговый базы по налогу на прибыль совпадают, налогоплатель-щики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения
§ Осуществление финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения ком-мерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является крайне важным направлением деятельности контрольных органов, поскольку налоговые источники формирования бюджета составляют значительную часть его доходов (примерно четыре пятых). Их величина напрямую связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью субъектов хо-зяйствования. Поэтому особое внимание должно уделяться вопросам эффективности производст-венной и финансовой деятельности объектов контроля. Глубокое изучение и знание ее состояния позволит формировать материал для системы прогнозных оценок и предложений относительно со-вершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения, элементов экономиче-ской политики и возможного предотвращения финансовых нарушений в сфере экономики
§ Для решения поставленных задач и осуществления своих функций органы государственного и муниципального финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обсле-дование, анализ
§ Понятия проверки и ревизии приведены в Инструкции «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н
§ Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документаль-ной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бух-галтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативны-ми актами установлена ответственность за их осуществление
§ Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля
§ В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля
§ Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обо-значить следующим образом: 1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают: проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов; сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установлен-ными нормативами; проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам; проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический (счетный) контроль
§ В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно
§ 2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоя-тельств и процессов (их соответствие совершаемым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической инфор-мации). В их состав входят: сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций; подтверждение (сверка расчетов); проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспон-денции счетов; прослеживание (сканирование); аналитические процедуры; специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, кон-трольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследова-ние хозяйственных операций; подготовка альтернативных балансов (как промежуточных - сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудитор-ской практике как пробный баланс)
§ 3. Приемы фактической проверки, к которым относятся: инвентаризация; осмотр; наблюдение; контрольный запуск сырья в производство; лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции; экспертная оценка; проверка объема выполненных работ; проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего време-ни; получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты; контрольная покупка; другие
Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.
В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:
проводят проверки, ревизии и обследования;
направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:
проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;
санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;
при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;
обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.
Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.
В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.
Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и кредитно- денежной системой.
Высший уровень государственного финансового контроля - это Парламент или соответствующие ему органы, в составе которого создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам, бюджету, налогам и другим направлениям финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства и государственного бюджета органами исполнительной власти.
Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления- Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.
Важная роль в проведении финансового контроля отводится Министерству по налогам и сборам Российской Федерации и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению.
Государственные налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей. Они могут требовать необхо7 димые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при этих проверках, производить обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
В случае отказа предъявить (или непредставления) бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и др. необходимые ддя проверки документы, государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и др. счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Им предоставлено право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушения финансового законодательства начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции: взыскание сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение, передачу в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных средств.
В России, как и во многих странах с развитой рыночной экономикой действует Федеральное Казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ РФ органы Казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.
Органы Казначейства наделяются большими правами при контроле за использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные
санкции, приостанавливают операции по счетам, принудительно
взыскивают используемые не по назначению средства.
Контрольные функции Банка России заключаются:
- в установлении правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- в осуществлении государственной регистрации кредитных организаций;
- в выдаче и отзыве лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
- в осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций;
- в регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
- в осуществлении валютного регулирования;
- в определении порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
- в организации и осуществлении валютного контроля;
- в принятии участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации его составления;
- в проведении анализа и прогнозировании состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых соотношений.
По согласованию с ЦБ РФ Федеральная служба по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые подотчетны ЦБ РФ. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами указанная служба может иметь своих представителей в заграничных учреждениях России для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств и подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю обеспечивает:
- координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
- организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции;
- выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
- обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу;
- осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте и др. операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;
- вести учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и др. платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты налогов;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых у налогоплательщиков штрафов и пеней.
- проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемым таможенными органами;
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
- проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских ДОШКОЛЬНЫХ учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного
уровне местного самоуправления и учитывать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия нормативов наполняемости классов в школах в городах и сельской местности, нормативов выделения средств на строительство автомобильных дорог, детских дошкольных учреждений и т.п. При этом на уровне государственных органов власти необходимо разработать методику расчета таких нормативов и определить их пределы.
Для реализации финансовой политики важно ресурсное обеспечение, связанное с развитием производительных сил, т.е. населения в трудоспособном возрасте, обладающего определенными профессиональными знаниями и пригодного по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономики, расположенных на данной территории, природных ресурсов, величина собственного капитала и степень развития финансовой инфраструктуры. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики государства практически отсутствует. Ослаблено государственное регулирование рыночной экономики.
Необходимо структурирование, функциональное, общее управление по всем направлениям единой финансовой политики при укреплении роли и ответственности федерального центра и каждого субъекта Федерации за вопросы, входящие в их компетенцию. Необходимо усилить роль Министерства финансов РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики как конкретного региона, так и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Министерства финансов РФ, одновременно в рамках субъектов РФ создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и правительств Министерства финансов РФ, работающих в республиках, краях и областях для повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.
Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.
Состав органов финансового контроля в РФ
Осуществляющие финансовый контроль в РФ органы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:
- Счетная палата РФ;
- ЦБ РФ;
- Минфин РФ;
- ФНС РФ;
- Федеральная таможенная служба.
До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.
Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля , это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.
Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.
Согласование действий учреждений финансового контроля
Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля .
Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.
Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.
Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС. В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции. Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.
Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:
- Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
- Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
- Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
- Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.
Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.
Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур
Счетная палата РФ - один из основных органов финансового контроля . Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента - Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:
- надзор за осуществлением расходов бюджета;
- проверка использования средств из внебюджетных фондов;
- контроль за направлениями использования госсобственности;
- анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
- оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.
Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля :
- надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
- оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
- предоставление информации заинтересованным лицам.
Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:
- оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
- выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.
Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.
На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий. В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти
Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Росфиннадзор;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.
Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений. Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов. Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.
Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:
- порядок использования средств бюджета;
- обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
- мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.
Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:
- носят противозаконный характер;
- направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
- служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.
Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.
Федеральное казначейство - еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ. Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством. Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.
Региональные и местные структуры финансового контроля
Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур. В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета. Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.
В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.
В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.
Банк РФ как субъект финансового контроля
Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.
Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля :
- поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
- оптимизация работы банковского сектора;
- осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
- кредитование банков;
- лицензирование банковской деятельности;
- издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.
Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:
- создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
- контроль денежной массы, ее регулирование;
- рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
- создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
- прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.
Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.
Осуществление надзорных функций Центральным банком - крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.
Одна из основных задач Центробанка - мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.
Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора
Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.
Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство - Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.
Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:
- страховой сектор;
- фондовые рынки;
- инвестиционные группы;
- негосударственные пенсионные фонды;
- биржевая деятельность;
- работа бюро кредитования;
- кредитные жилищные кооперативы;
- сфера платежных сервисов;
- микрокредитные компании.
Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.
***
Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.