Конспект лекции правовое регулирование экономических отношений. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в России: федеральный и региональный аспекты Мусалова, Заира Магомедовна. Конституционно-правовое регулирование отношений собстве
Тема 12. Основы в правовом регулировании экономической деятельности
Правовое регулирование экономических отношений
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификация. Диверсификация - разнообразие, разностороннее развитие форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Прямое экономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.
К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики и др.
К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.
Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (права частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и другие природные ресурсы, свобода владения, пользования и распоряжения ими), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (см. комм. к ч. 3 ст. 62).
Осуществлению конституционного единства экономического пространства и, более того, государственной целостности России может препятствовать и недостаточно четкое и обоснованное разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Это выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы стремятся забрать в свое ведение у субъектов РФ максимум ресурсов, передавая этим регионам свои обязанности без их достаточного обеспечения необходимыми ресурсами; подобным образом субъекты РФ иногда действуют по отношению к органам местного самоуправления. Нередко представители отдельных субъектов РФ утверждают, что наша "метрополия" ведет чуть ли не "колониальную" политику по отношению к тем или иным субъектам РФ. С другой стороны, власти этих субъектов РФ и местных самоуправлений иногда в ответ подвергаются обоснованной "центральной" критике со стороны органов власти РФ за неумение эффективно использовать все возможности для всестороннего социально-экономического развития своих регионов, городов и районов.
Экономическая роль правового, демократического, социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций.
1. Законодательное определение круга субъектов права на отдельные виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря - юридических правил, по которым осуществляется экономическая деятельность.
2. Поощрение, защита и охрана социально и экономически справедливых, целесообразных и законных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, регулирование цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах - и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении сложных трудовых, экологических, здравоохранительных и других социальных проблем.
3. Разграничение двух направлений деятельности органов публичной власти (т.е. государственной власти и местного самоуправления) - осуществления властных полномочий и характерной для предприятий хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда их объединение прямо и обоснованно допускается законом.
Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала - распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.
Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.
Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.
Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.
Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.
Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
17. Формы регулирования экономических правоотношений.
18. Методы правового регулирования экономических отношений.
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном - в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.
Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.
К ним относятся:
большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.
Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.
Метод хозяйственного права должен обеспечивать:
Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;
Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.
" |
Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отношений? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?
Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундаментальная разработка общих проблем правового регулирования экономических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.
Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена зависимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйственной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отношений, каждого из элементов. В полной мере необходимо использовать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.
Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в комплексе для регулирования единого процесса.
Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предполагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик включаемых норм, использование соответствующих правовых средств единого вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффективности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из причин того, что в воздействии на общественное производство не использованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм административного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их основе бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-
го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, возможность выражения нх волн. Это препятствует выполнению договором его важнейшей функции в воздействии на производство.
Комплекс - это не соединение, при котором теряются первоначальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при котором каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.
Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.
В процессе исследования эффективности норм рассматривалась мотивационная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения поставленной проблемы необходимо такое исследование силы мотивационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или вида деятельности.
В различных общественно-экономических формациях мотивационная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыночном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посредством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завершиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляющие действие норм иных отраслей права: административного, трудового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью получения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охраны имущественных интересов в іражданском и торговом праве разработана сложнейшая, изощренная система правовых средств, направленных на обеспечение выполнения обязательств.
Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным законом капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.
Для наиболее эффективной реализации этой возможности необходимо глубокое исследование характера и сущности общественных
отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного труда экономистов, социологов, правоведов.
В настоящее время наибольшее место в правовом регулировании экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной экономики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и организаций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только административного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, финансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы административного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответственности. Совершенствование правовых отношений в народном хозяйстве требует существенного расширения средств правового воздействия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности и для практических целей может оказаться весьма полезным понятие правовой формы отдельных видов экономических отношений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыслах. Однако в применении к экономическим отношениям этот термин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .
Понятие правовой формы экономических отношений конструируется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конструировании правового института отправляются от права, от закономерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относится к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида экономических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и соотношение определяются содержанием данного отношения.
Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разнородных отношений: программирование, регулирование, управление.
См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.
имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, природоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отраслей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным критерием для объединения норм различных отраслей права в регулировании капитального строительства. Характер каждого вида объединенных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствующих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли права действием нормы другой отрасли.
В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существенное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономические отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реагирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых предписаний. в создании теневой экономики.
Применение надлежащего правового инструментария, свойственного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.
В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, является степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников производства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.
В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредственной оценки потребителями результатов производственной деятельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, непонимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организация управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоятельный интерес органов управления, которому может нс соответствовать реализация того или иного решения.
При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обоснованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимаемых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправленно воздействует на экономическое и социальное развитие.
Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.
С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разобщенностью, дроблением правового регулирования по ведомственному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономической жизни.
Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет особенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифференциация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тормозящее влияние.
Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических отношений были закреплены в законах.
Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно предложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К числу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.
Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточнения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.
Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведения в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, комплексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избежать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенностью отдельных структур. Система законов как основа правового регулирования экономических отношений будет способствовать укреплению законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности нормативных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной деятельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведомственного нормотворчества, разумного его ограничения.
Система законов, регулирующих экономические отношения, должна основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для достижения поставленных целей.
В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает особенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласованность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система законов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над интересами общества.
В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирования экономических отношений серьезные задачи стоят перед теорией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь намечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, решение которых сталкивается со значительными трудностями в сфере регулирования рыночных отношений.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений в России» Костырев А.П., преподаватель ГБПОУ НГК.
2 слайд
Описание слайда:
Экономические отношения как предмет правового регулирования Понятия и признаки предпринимательской деятельности Хозяйственное право и его источники В данной презентации мы рассмотрим следующие темы
3 слайд
Описание слайда:
Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой. В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
4 слайд
Описание слайда:
Понятия и признаки предпринимательской деятельности В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.
5 слайд
Описание слайда:
Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: Самостоятельность; Направленность на систематическое получение прибыли; Рисковый характер; Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.
6 слайд
Описание слайда:
Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.
7 слайд
Описание слайда:
Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.
8 слайд
Описание слайда:
Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).
9 слайд
Описание слайда:
Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации
10 слайд
Описание слайда:
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
11 слайд
Описание слайда:
Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно-правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права. Хозяйственное право и его источники
12 слайд
Описание слайда:
Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы, обладающие высшей юридической силой; подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.
13 слайд
Описание слайда:
Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: Единство экономического пространства; Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Поддержка конкуренции; Многообразие форм собственности; Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;
14 слайд
Описание слайда:
Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.
ТЕМА 9. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
1. Правовое регулирование экономических отношений
2. Субъекты предпринимательской деятельности
3. Право собственности
4. Гражданско-правовой договор: общие положения
5. Экономические споры
6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
7. Социальное обеспечение граждан
Проблемам развития и совершенствования правового регулирования экономических отношений в последнее время стало уделяться большое внимание Правовое обеспечение формирования и развития рыночных отношений должно базироваться на каких-то основных положениях, принципах, подходах, которые могут быть использованы при совершенствовании и разработке правовых норм в рамках конкретных правовых отраслей. Такими важнейшими теоретическими положениями в сфере правового регулирования могут выступать принципы правового регулирования рыночных отношений.
Право в целом - это явление официальное, государственное и в этом смысле публичное. Законодатель является субъектом публичного права, и именно он определяет содержание норм не только публичного, но и частного права. Иначе говоря, частное право зависит полностью от воли законодателя и в этом смысле носит публичный характер. Во-вторых, в публичном праве используются методы частного права (например, договор как способ согласования интересов центра и субъектов РФ, между самими субъектами РФ), а в частном праве содержится достаточно много императивных норм.
Рыночное хозяйствование принципиально основывается не на различных формах собственности, а на частной собственности. Такого рода действия по захвату собственности стали возможны в результате недостаточной проработанности некоторых законодательных актов, в частности, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Недостаточная проработанность и детализация норм данного закона открыла лазейки для недобросовестных лиц с целью завладения имуществом юридических лиц, выбранных в качестве жертвы. Рейдеры, как правило, не стремятся развивать захваченный бизнес, во всяком случае, продажа недвижимости, в первую очередь, земли, приносит гораздо более быстрый и значительный доход.
В то же время законодатель должен определить условия не только национализации, но и дальнейшей приватизации. Как известно, в России была осуществлена навязанная населению ваучерная приватизация вкупе с массовыми манипуляциями при переделе собственности. Основные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы олигархами. Приобретение активов по бросовым ценам да еще на деньги, заимствованные у государства, - главный источник обогащения олигархов. Собственно, происходило назначение таковыми конкретных лиц. Новая элита получила активы практически бесплатно.
Учитывая, что цель приватизации - преодоление зависимости руководителей предприятий от политиков, приватизационные процессы должны развиваться в рамках действующего законодательства, прежде всего, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". При приватизации особое внимание нужно уделить законности и достоверности источников средств, направляемых на оплату приватизированного имущества.
Особое значение имеет решение проблемы частной собственности на землю. Несмотря на то, что земельные участки в соответствии со ст. 129 ГК РФ признаются объектом гражданского оборота, гражданских прав, а Земельный кодекс РФ практически разрешает куплю-продажу земли, земельный вопрос так и не решен. Как отмечает председатель комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевский, сегодня нормы, регулирующие земельные отношения, расположены более чем в 200 законах и подзаконных актах, нередко противоречащих друг другу, что, безусловно, осложняет процесс приобретения и оформления частной собственности на землю. Не решен также главный вопрос: по какой цене продавать землю, а для принципиального решения данного вопроса нужно выработать политику в отношении приватизации земли.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране потребовал создания антимонопольного законодательства. В 1991 г. впервые в истории России был принят антимонопольный законодательный акт - Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Впервые в данном Законе было введено понятие "конкуренция". В 2006 г. вместо названного Закона был принят новый акт - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нормы антимонопольного регулирования содержатся также во многих других федеральных законах: от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и др. Причем многие нормативные акты базируются при этом на принципах экономической свободы и конкуренции, признанных международным сообществом, а также на конституционном принципе, гарантирующем обеспечение государством единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ). К сожалению, антимонопольное регулирование нельзя признать совершенным. Экономика России - одна из самых монополизированных в мире. 24 крупнейшие финансово-промышленные группы контролируют более 30% всего народного хозяйства, в 2-4 раза быстрее инфляции растут тарифы на продукцию монополий. Утверждаются они Правительством РФ, оплачиваются за счет повышения издержек конкретного сектора экономики и из карманов российских граждан. Добыча полезных ископаемых сконцентрирована в руках одной-двух компаний: на долю девяти предприятий приходится 82% добычи нефти, на две компании - 100% добычи алмазов. Очевидно, что такие монополисты не заинтересованы в дальнейшей геологоразведке и конкуренции. У нас очень специфический, сегментированный, в значительной степени неконкурентный банковский сектор - трем государственным банкам принадлежит 40% всех активов.
В последнее время Федеральная антимонопольная служба стала более активно бороться с ограничениями конкуренции. Вместе с тем следует учитывать, что ФАС России, не являющаяся независимым органом, связана в своих решениях политическими реалиями.,
основные экономические права имеют естественно-правовой характер, они не могут произвольно ограничиваться государством. Экономическая свобода не имеет разрешительного характера, а является неотъемлемой и важной частью человеческой природы. Однако мы наблюдаем, что, например, одним налогоплательщикам даются льготы, другим - нет, одним субъектам предпринимательской деятельности выдаются лицензии на ту или иную деятельность, другим - нет, одним - квоты, другим - нет и т.д. Критерии ограничения права осуществлять ту или иную деятельность очень расплывчаты, и решение подобных проблем зависит от конкретных чиновников. Поэтому публично-правовое регулирование, во-первых, не должно препятствовать реализации права на экономическую деятельность, на частную инициативу, и, во-вторых, нужно соблюдать принцип равенства между равными по правовому статусу субъектами предпринимательской деятельности. Иначе говоря, реализация основных экономических прав и свобод, частноправовых начал экономической жизни общества невозможна не только без соответствующего законодательного решения, но и без политической воли органов власти. Принципы частного права (равенство субъектов права, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.) позволяют субъектам права самостоятельно и автономно определять свою волю, свой вариант поведения, что является необходимым условием для развития рыночных отношений. Некоторые принципы частного права стали применяться в публичном праве, например, договор как регулятор взаимоотношений между центром и субъектами РФ, между самими субъектами РФ. Договор является важнейшим средством саморегулирования почти во всех отраслях права. Что касается роли договора в условиях рынка, то именно посредством договора в стихийный рыночный механизм вносятся элементы планомерной организованности как на уровне самих хозяйственных субъектов, так и народного хозяйства как единого целого.
Публичное право в современный период, регулируя экономические отношения, стремится сочетать, пусть и непоследовательно, государственные, общественные интересы с интересами частными. Не случайно одним из принципов публичного права признается принцип юридической гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Как известно, банковское законодательство сейчас предусматривает в случае банкротства банка возврат вкладчику до 400 тыс. руб. Такой подход, безусловно, защищает частные интересы.
Статья 3 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие принципы налогообложения: законность налогообложения, всеобщность и равенство налогообложения, соразмерность, экономическая обоснованность налогообложения, единство налоговой системы России, определенность налогообложения. Есть и такие принципы, которые прямо в той или иной статье НК РФ не сформулированы, но они вытекают из толкования и смысла всего законодательного акта, например, принцип однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности, принцип удобства и дешевизны взимания налогов, очередности взимания из одного источника и др.
Государство, налоговые органы в последнее время усилили контроль за уплатой налогов, и это правильно. Однако налоги - это не просто обязательственные выплаты налогоплательщиков, это плата представителей бизнеса, предпринимателей, граждан за предоставляемые им со стороны государства услуги - антимонопольное регулирование, судебную защиту экономических прав и свобод, создание равных условий для всех участников рынка и т.д. Стоимость этих услуг растет, а вот их качество падает, что ведет и к уклонению от уплаты налогов, и к оттоку капиталов за рубеж, и к низкому росту инвестиций в экономику, и к другим негативным моментам.
В соответствии с частью 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка РФ признается защита и обеспечение устойчивости рубля. В статье 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" этот тезис, назван одной из целей ЦБ РФ полностью передано на усмотрение Банка России.
Правовое регулирование экономических отношений, связанных с
осуществлением деятельности в морских портах основывается на нормативных актах:
1) законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации;
2) осуществление деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4) обычаи морского порта сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ;
5) торгово-промышленная палата РФ свидетельствует обычаи морского порта;
6) обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
7) услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации