Срок разрешения на строительство. Получаем разрешение на строительство: как получить и где выдают? Упрощенная и сложная процедура

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.

21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.

21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Строительство собственного дома требует соблюдения норм законодательства. Если до 1 января 2017 года можно было узаконить уже возведенный дом по упрощенной процедуре, то сейчас это невозможно. Теперь единственный законный способ построить свой дом - получение разрешения на строительство. Это касается как только проектируемых объектов, так и тех зданий, строительство которых было начато до того, как была завершена «дачная амнистия ». Рассмотрим, как это сделать.

Что такое разрешение на строительство?

Разрешение на строительство — это, согластно п.1 ст.62 Градостроительного кодекса РФ, правовой документ, который дает право владельцу (собственнику) или арендодателю участка, на законных основаниях осуществить застройку, реконструкцию здания, либо благоустройство прилигающей территории.

Ответственность владельцев незаконных построек, четко регламентирована законодательством. Ст. 222 Гражданского кодекса определяет признаки нелегального строительства. В соответствие с ним, к нелегальным может быть отнесена постройка, отвечающая одному из следующих признаков:

  • Строительство произведено без разрешения;
  • Построена на землях, предназначенных для использования с другими целями;
  • Выполнена с нарушением строительных норм и правил.

В случае обнаружения самостроя, на владельца могут быть наложены санкции, определенные Гражданским и Административным кодексами РФ.

В административном кодексе нормы ответственности за самовольное строительство предусматривают два вида ответственности:

  1. Принудительный демонтаж постройки и приведение участка в первоначальный вид. Обязать снести незаконно построенный частный дом может только суд. Администрация может выдать предписание, но оно не является основанием к сносу. В то же время, если администрация обратится в суд, и будет вынесено решение о принудительном сносе, избежать его невозможно, так как в отношении этой категории дел не действует трехгодичный срок исковой давности.
  2. Административная ответственность и штраф. Размер штрафа различается в зависимости от гражданско-правового статуса лица. Для граждан размер штрафа составляет 2000-5000 рублей, для должностных лиц и предпринимателей - 20-50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Важно! Нельзя игнорировать получение разрешения, иначе ваш частный дом будет считаться нелегальным самостроем и вы будете нести ответственность за него.

Как узаконить самострой?

Единственный способ узаконить самострой - суд, но и здесь нельзя дать гарантию того, что решение будет принято в пользу владельца незаконной постройки. В процессе рассмотрения иска судом будут оцениваться не только представленные доказательства, но и те действия, которые предпринял собственник для признания строения законным.

Для того чтобы избежать долгой судебной процедуры, риска получить значительный штраф или постановления снести частный дом, необходимо действовать в рамках закона. Прежде чем начинать строительство, нужно получить соответствующее разрешение и собрать полный пакет документов.

Когда разрешение на строительство не требуется?

По закону разрешение требуется на объекты капитального строительства, но Градостроительный кодекс не дает однозначного определения, что входит в это понятие. Одним из важнейших признаков ОКС является жесткая привязка к земле (т.е. они возводятся на фундаменте). Таким образом, для строительства индивидуального жилого дома или бани вам потребуется разрешение (для строительства гаража на земле ижс или лпх — разрешение обязательно, на земле сельхоз назначения — нет), но если вы решили построить сарай, легкие хозпостройки или другие некапитальные объекты без фундамента, узаконивать такое строительство нет необходимости.

Как получить разрешение на строительство? Кто выдает и где получать?

Перед началом строительства, на этапе сбора информации, у всех всегда возникает два вопроса:

  1. Кто выдает разрешение на строительство?
  2. Где можно получить это разрешение?

Чтобы получить разрешение на строительство есть два варианта:

  1. сделать все самостоятельно;
  2. или обратиться за помощью к специалистам.

Выбирая первый вариант , будьте готовы к погружению в юридические тонкости, немалым временным затратам и риску получить в 99% случаев не разрешение, а отказ.

Регламент получения разрешения устанавливает ст. 51 Градостроительного кодекса. Проверкой документов и выдачей разрешений занимаются органы местного самоуправления. Здесь есть несколько нюансов:

  1. Заявление подается в тот орган местного самоуправления, на чьей территории находится земля.
  2. Документы можно подать либо в МФЦ, либо через сайт Госуслуг.

Как получить разрешения на строительство: Шаг 1

Самым ответственным шагом является оформление градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и схемы планировочной организации участка (СПОЗУ) . Именно с этого необходимо начинать сбор документов.

Для оформления ГПЗУ нужно подать заявление в орган местного самоуправления. К заявлению прилагается следующий перечень документов:

  • Документы о праве собственности.
  • Кадастровая выписка.
  • Ситуационный план участка.
  • Согласование топосъемки со службой газа, водоканалом и другими контролирующими органами.
  • Ксерокопию паспорта.

Внимание! Все документы должен подавать собственник участка. В противном случае вам откажут. По закону ГПЗУ оформляют в течение 30 дней, на практике срок может быть больше.

Как получить разрешения на строительство: Шаг 2

После получения градостроительного плана - составляем СПОЗУ. Это также можно сделать самостоятельно, но если вы не хотите рисковать, лучше заказать схему в проектной организации. Помните, что несоответствие документов нормам - законное основание для отказа в выдаче разрешения. Составление схемы специалистом поможет сократить этот риск. На схеме указываются не только границы индивидуального участка и местоположение будущего частного жилого дома, но и подъездные пути, другие объекты, газопровод и другие коммуникации благоустройства.

Cписок документов для разрешения на строительство

После подготовки градостроительного плана и схемы индивидуального участка, можно готовить заявление и перечень документов для получения разрешения на строительство.

Заявление подается в тот же орган самоуправления, что и при оформлении ГПЗУ, и с ним прилагается следующий перечень документов
:

  • Нотариально заверенные свидетельство или выписку, подтверждающие право собственности на землю, отведенную под застройку индивидуального жилого дома.
  • Ксерокопия паспорта. Если участок имеет нескольких владельцев, предоставляются паспорта всех собственников.
  • Ранее оформленные ГПЗУ и СПОЗУ. Нужно помнить, что срок действия этих документов - 3 года. если вы оформляли их давно, а строительство так и не было начато, потребуется пройти процедуру заново.
  • Проектная документация, в некоторых случаях - заключение экспертов. Здесь тоже есть немало нюансов, так как экспертиза требуется не для всех объектов.

После получения заявления и всех документов, специалисты местного самоуправления или МФЦ проверяют их соответствие строительным нормам и принимают решение о возможности выдачи разрешения. Отказ в выдаче документа должен быть мотивированным, с указанием причин.

В каких случаях можно получить отказ в выдаче разрешения на строительство?

Отказать могут в следующих случаях:

  • Заявителем не были предоставлены все необходимые документы, пакет был неполным.
  • Поданная документация не соответствует действующим на текущий момент строительным нормам.
  • Категория земельного участка не подразумевает строительство жилых объектов.

Все законные основания для отказа указаны в ст. 51 ГрК. Срок рассмотрения заявления - 10 дней, но на практике он может затянуться на значительно больший срок. Обычно проходит около месяца.

Разрешение на строительство имеет срок действия, зависящий от категории проектируемого объекта. Например, разрешение на постройку частного жилого дома имеет 10-летний срок. Он не является окончательным и может быть продлен. Для этого за два месяца до окончания срока действия необходимо подать заявление.

Внимание! Органы местного самоуправления имеют право отказать в продлении срока действия разрешения. Например, если строительные работы на участке так и не были начаты, это будет служить законным основанием для отказа.

К чему нужно быть готовым, получая разрешение самостоятельно?

Получение разрешения на строительство потребует немалого времени. Даже если не брать во внимание возможные задержки, потребуется время на получение:

  • Разрешения

В среднем, нужно быть готовым к тому, что период сбора документов и получения разрешения займет 2-3 месяца. Временные затраты - не единственная проблема. Есть немало других нюансов, которые хорошо знакомы специалистам-практикам. Перечислим некоторые из них:

  1. Отказ в оформлении ГПЗУ со стороны органов местного самоуправления. Несмотря на то, что вроде бы такой отказ незаконен, подобные ситуации не редкость. Мотивировать отказ могут разными причинами, например, отсутствием средств в бюджете. Вторая сложность, с которой почти всегда сталкиваются застройщики при оформлении ГПЗУ - затягивание сроков, даже несмотря на то, что их определяет закон.
  2. Затягивание сроков в выдаче разрешения. По закону, разрешение или отказ должны быть выданы в течение 10 дней. На практике этот период занимает примерно месяц.
  3. Ошибки, допущенные при заполнении заявления, подготовке документов могут стать основанием для отказа. При этом у вас примут документы к рассмотрению, но вместо разрешения вы получите отказ. Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше заручиться помощью специалиста.

Желая возвести собственный дом, необходимо оформить разрешение на строительство. Не имея этого документа, можно остаться без долгожданного жилища и вложенных в него денег. И с ворохом штрафов, выписанных за самовольную постройку. Обладание участком земли еще не означает, что собственник вправе застраивать его по собственному желанию, без оглядки на законодательные ограничения. Как получить разрешение на строительство дома, подробно рассказывает Градостроительный кодекс, а точнее – статья 51.

Выданное государством разрешение подтверждает:

  • разработанный строительный проект учитывает все требования градостроительных законов;
  • дом возводится на земельном участке, категория которого не запрещает его постройку.

Получение разрешения на строительство убережет владельца нового дома от его сноса. Также за возведение постройки без документа «строитель» получит административный штраф. Для физических лиц предельный размер достигает 5 000 рублей (статья 9.5 КоАП).

Даже если дом будет достроен, и власти не заметят его незаконного возведения, хозяин столкнется с серьезными проблемами:

  • возникнут сложности с оформлением жилого строения в собственность, без чего владелец сможет в нем жить, но не получит права им распоряжаться (завещать, продать, оформить дарение);
  • дом не удастся подключить к газовым, водным и иным коммуникациям.

Разрешение требуется не на любую постройку. В законе (статья 51 Градостроительного кодекса) перечислены виды строений, которые могут появиться на земельном участке без этого документа. Брать разрешение на строительство не нужно:

  • на дачные/садовые домики;
  • на гаражи, сараи и другие хозяйственные постройки;
  • на навесы, небольшие киоски и прочие некапитальные объекты.

Оформление разрешения на строительство обязательно, если строящийся дом является капитальным строением, которое возводится на землях определенной категории, выданных россиянам-застройщикам:

  • под малоэтажное жилищное строительство (МЖС);
  • под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • для ведения подсобного хозяйства для личных нужд.

Кого уполномочили оформлять строительные разрешения

Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.

Выдача разрешения на строительство происходит по месту расположения земельного участка, на котором строится объект, а не по месту жительства застройщика.

Индивидуальный застройщик имеет право оформить разрешительную бумагу, лично обратившись к чиновникам или сотрудникам МФЦ. Также он может действовать через представителя, составив на него доверенность, или удаленно – через электронный сервис. Чтобы воспользоваться последним вариантом взаимодействия с государственными органами, необходимо предварительно создать себе электронную подпись и зарегистрироваться на сайте (понадобятся сканы паспорта и иных бумаг).

Разрешение выдается уполномоченными лицами в единственном экземпляре.

Комплект документов

Перед тем, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке, нужно подготовить комплект документов. На их основе будет приниматься решение чиновников об оформлении требуемого разрешения.

Какие документы нужны, зависит от типа постройки. В большинстве случаев граждане запрашивают бумагу для возведения ИЖС. Тогда перечень документов небольшой:

  • заявление с просьбой о выдаче разрешения;
  • правоустанавливающее свидетельство (выписка из реестра, договор аренды или купли-продажи);
  • градостроительный план застраиваемого участка земли;
  • составленная (самостоятельно или специалистами) схема планировочной организации участка.

Эти документы для получения разрешения на индивидуальное строительство представляются в том случае, если строящийся дом соответствует установленным параметрам:

  • не выше 3-х этажей;
  • возводится для проживания 1 семьи.

О градостроительном плане следует позаботиться заранее – он изготавливается в течение 30 дней. Выдают его в местной администрации. Юристы предупреждают, что чиновники незаконно требуют от заявителей кипу различных документов для получения данного плана. Например, просят: провести свежую топосъемку участка, сделать справку, что дом не возводится на землях культурного наследия и т.д.

Подобные бюрократические требования излишни, так как статус земельного участка и прочие вопросы уполномоченный орган должен уточнять самостоятельно. В обязанности застройщика входит лишь подача заявления о выдаче ему градостроительного плана. Даже ксерокопию документа о праве на застраиваемый участок он прикладывает по собственному усмотрению (лучше это сделать).

На планировочной схеме указывается, где на участке будет стоять дом. Считается, что лучше доверить ее составление специалистам, так как ошибки чреваты отказом в выдаче разрешения. Но заявитель вправе оформить схему самостоятельно, воспользовавшись копией кадастрового плана. На ней можно графически изобразить предполагаемое месторасположение постройки.

Цена вопроса и сроки

Разрешение оформляется бесплатно. Но застройщик понесет расходы на подготовительном этапе к данной процедуре. Например, если по настоянию чиновников заказывает оформление планировочной схемы или иных документов, производит топосъемку и т.п.

Если гражданин решит полностью переложить функции по оформлению участка на коммерческую организацию, то ему придется оплатить ее услуги (в среднем сумма составит около 50 000 руб.). Обращаясь в такую компанию, следует проверить, есть ли у нее лицензия на оказание подобных услуг.

Когда индивидуальный дом будет достроен, то его нужно будет оформить в Росреестре как собственность застройщика. За данную госуслугу гражданин заплатит госпошлину в размере 350 рублей.

Предоставление разрешения происходит через 10 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. Если чиновники найдут причину для отказа, они должны письменно ее обосновать. Чаще всего основанием для отказов служит либо неполный комплект переданных в ведомство бумаг, либо их несоответствие градостроительным требованиям или техническим нормативам. Несогласный с отрицательным решением гражданин вправе обратиться в суд для его пересмотра.

Срок действия разрешения – 10 лет. За это время дом должен быть построен и введен в эксплуатацию. При необходимости действие документа можно продлить. Однако в этом будет отказано, если за 10-летний период индивидуальный застройщик не приступил к возведению дома.

Разрешение на строительство индивидуального жилого дома привязано к определенному строению, а не конкретному застройщику. Нередко бывает, что, получив разрешительный документ, он вскоре утрачивает интерес к постройке и решает ее продать в недостроенном виде. В этом случае новому владельцу не надо оформлять другое разрешение для строительства дома. Действующий документ передается ему бывшим собственником вместе с другими бумагами на дом и участок, и он вправе им воспользоваться.

Получение разрешительного документа – необходимая процедура для тех, кто решил поселиться в собственном доме. Несмотря на то, что хождение по бюрократическим инстанциям отнимает у застройщика время, она вполне оправдана. Выдавая разрешения на строительство, государство препятствует хаотичной и опасной застройке, внося в этот процесс относительный порядок.

Главным правоустанавливающим документом, позволяющим осуществить постройку здания на участке, является разрешение на строительство. Получить такое разрешение обязан каждый, так как за незаконную постройку грозит административная ответственность, да и элементарно осуществить подключение электричества или получить кредит без подтверждающей документации законно не получится.

Разрешения на строительство ИЖС

Осуществить строительство можно только на целевых участках под ИЖС. Согласно ГрК в России собственникам земли разрешено возводить жилые дома до 3 этажей включительно, всевозможные пристройки – бани, гаражи, тепличные комплексы, сараи, а также производить продукцию сельского хозяйства.

Помимо земель ИЖС, строительство дозволено осуществлять на ЛПХ – такие участки находятся в пределах городской среды. В современном законодательстве различия между ИЖС и участком подсобного личного хозяйства нет. Соответственно, пакет разрешительных бумаг для получения прав на строительство необходимо готовить одинаковую для обоих видов участков.

Разрешение нужно оформить хотя бы для того, чтобы была возможность:

Более того, за несанкционированное строительство и эксплуатацию здания установлена административная ответственность, которая согласно ч. 5 ст. 9.5. КоАП. Штраф составляет:

  • от 2 до 5 тыс. руб. - для физических лиц;
  • от 19,9 до 50 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • для ИП – от 20-50 тыс. руб., остановка деятельности на 3 месяца;
  • для организаций – от 500 тыс. до 1 млн. руб., остановка работы ООО на 3 месяца.

Согласно п. 2, пп. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный дом должен соответствовать 3 критериям:

  • общая площадь (S) жилого дома не может превышать 1,5 тыс. м 2 ;
  • в доме должна официально проживать только 1 семья;
  • количество этажей не должно быть больше 3-х.

Если общая площадь участка, на котором планируется стройка, больше 1,2 тыс. м 2 – разрешено строительство только одного дома.

Порядок получения разрешения на строительство

Для того чтобы получить разрешение, необходимо подготовить для местной администрации заявление и сдать его по месту расположения участка на имя главы:

  • осуществив личный визит;
  • через своего личного представителя (в данном случае необходимо оформить доверенность);
  • подав заявление по установленной форме через МФЦ;
  • направить в электронном виде.

В случае если участок частично расположен в разных субъектах или муниципалитетах, документ подавать придется в областную (краевую) администрацию.

Помимо заявления нужно подготовить документацию о проекте.

В первую очередь необходимо получить в отделе по строительству и архитектуре в муниципалитете документ ГПЗУ – план участка.

  • номер участка — кадастровый;
  • границы пересечения участка;
  • информация об имеющихся отступах, расположенных от края границы участка, на которых можно осуществлять строительство;
  • сведения о цели использования участка;
  • информацию согласно градостроительного регламента;
  • расчеты касательно объектов местной инфраструктуры (минимальный и максимальный уровни);
  • лимиты использования;
  • информация о наличии на земле собственника публичных сервитутов;
  • данные о технико-инженерном обеспечении участка и наличии капитального ремонта построек;
  • сведения о тех. присоединении;
  • правоустанавливающие документы;
  • красные отметки границ участка.

На основе ГПЗУ подготавливается СПОЗУ.

Схема содержит следующие данные:

  • номер застройки;
  • общую площадь земли и дома;
  • отношение площади дома к земли в %;
  • высота строения;
  • количество этажей;
  • вид ограды;
  • прочие сведения согласно официальному документу — разд. 2 ПП №87 от 16 февраля 2008 г.

Данные в ГПЗУ должны коррелировать с ключевыми сведениями, указанными в СПОЗУ.

После получения плана участка, необходимо приложить к нему соответствующий пакет документов и оформить обращение через МФЦ.

Срок получения разрешения

Проверка документации осуществляется представителем муниципалитета не позднее чем 10-дневный срок с момента обращения заявителя.

В итоге после проверки орган решает:

  • о выдаче разрешения на строительство;
  • об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Веской причиной отказа выступает наличие ошибок в документах и нарушение правил Градостроительного кодекса.

Выдача разрешения абсолютно бесплатна. Срок действия документа – 10 лет.

В случае если гражданин уверен, что отказ в предоставлении собственнику земли права на постройку неправомерен, заявитель имеет полное право подать заявление в суд.

В случае если собственником разрешение получено, он передает в уполномоченный орган инженерную документацию.

Получение разрешения МФЦ и Госуслуги

Чтобы юридически верно оформить ГПЗУ, нужно прийти в МФЦ по месту нахождения земли с документом о предоставлении плана участка.

Срок одобрения заявки ориентировочно будет составлять 7 рабочих дней + 2 суток на отправку документов. По истечении данного строка физическое лицо получит ответ из Администрации.

Также для получения разрешительной документации можно использовать сайт Госуслуги. Процедура оформления через Интернет также бесплатна. Срок оказания услуги в данном случае составит 10 дней.

Какие документы нужны

Стандартный список документов, которые нужно подготовить для одобрения чиновниками строительства, утвержден ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В состав документов входят:

  • заявление;
  • план строящегося участка земли;
  • документ, который фиксирует имущественное право лица на землю;
  • инфо о плановой экспертизе участка;
  • схема из городского строительства – фиксирование границ;
  • основные бумаги по проекту;
  • согласие владельцев участка в целях реконструкции здания.

Сведения, которые необходимы для получения разрешения:

  • выписка ЕГРН;
  • ГПЗУ – не старее 3 лет;
  • СПОЗУ;
  • Текстовое и графическое описание объекта строительства.

Согласно п.10 ст. 51 Кодекса, требование Администрацией любой другой документации не допустимо.

Выписку ЕГРН, ГПЗУ администрация может запросить самостоятельно. Поэтому, главное предоставить проектную документацию и заявление.

Проектная документация

Понятие проектной документации включает в себя технические, инженерно-конструкторские, строительные и прочие аспекты в сфере строительства и реконструкции строительного объекта.

Проектная документация содержит:

  • смету затрат;
  • текстовые данные;
  • схемы;
  • чертежи.

Состав проектной документации регламентирован Постановлением правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. и включает в себя:

  1. Пояснительную записку.

Текстовая часть включает: реквизиты законодательного акта (это может быть целевая программа, решение Правительства или Президента, а также самого застройщика) и данные о проектной документации — реквизиты застройщика, договор с подрядной организацией, данные инженерной экспертизы, правоустанавливающие сведения, план участка, технические данные согласно ч. 7 ст. 48 ГрК РФ, фиксированные сведения об разрешенных отклонениях от первоначального плана застройки и т.д.

  1. План участка.

Содержит сведения о границах земли, характеристику участка, экономические и технические показатели, обоснование инженерных и транспортных коммуникаций. Графическая часть содержит схему участка, планы сетей, земли, размещения строения и т.д.

  1. Архитектурные решения.

Обоснование внешнего вида строения и моделирование здания в графическом виде.

  1. Конструктив здания.

Сведения о местонахождении объекта – климатические факторы, топография, геологические и инженерные изыскания и т.д. Графически изображенные планы этажей, чертежи, схемы каркасов, перегородок, конструкций, фундамента и т.д.

  1. Данные об инженерных сетях.

Содержит сведения о электро-, водоснабжении и отведении, вентиляции, отопления, систем охлаждения, газоснабжения и о прочих решений технологического характера, которые применяются в дальнейшем при осуществлении технологического присоединения.

  1. Проектную информацию.

Описание сведений, которые необходимы для совершения строительства на данной территории.

  1. Пожарную безопасность.

Сведения о техническом оснащении здания, которые позволят снизить риск возгорания на территории объекте.

Перед составлением документации необходимо ознакомиться с приказом Минрегиона №624 от 30.12.2009 г.

Подготовить документацию можно как своими силами, так и с привлечением подрядной организации.

Согласно ч. 3. ст.48 Кодекса, документация не нужна при осуществлении реконструкции и строительства индивидуальных жилых объектов, к которым относятся 1,2 и 3-этажные дома, в которых проживает не более 1 семьи.

Кроме того, необходимо составить смету. Примеры смет затрат представлены

Рис. 1. Смета на строительство дома (вариант 1)

Рис. 2. Смета на строительство дома (вариант 2)


Заявление образец

Образец заявления на строительство запрашивается в Администрации района, либо можно скачать в формате или .

Доверенность образец

Если подачу заявления с пакетом обязательных документов осуществляет представитель собственника, то необходимо приложить подтверждающий документ на право осуществления представителем действий по получению разрешающей документации. Для оформления доверенности необходимо обратиться к нотариусу.

Когда не требуется разрешения на строительство

Согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ не придется получать разрешение собственникам участка, которые планируют произвести строительство:

  • гаража;
  • строения, который не относится к категории капитального строительства (например, киоск);
  • вспомогательного сооружения (например, «летней кухни»);
  • изменение объекта без нарушения и изменения конструктивных элементов.


Важность получение разрешения на строительство переоценить нельзя. Помимо нужд собственника в дополнительном жилом пространстве, прокладке инженерных сетей и т.д., нужно учитывать объективные обстоятельства. Безопасность и внешний вид объекта строительства должны соответствовать требованиям региона, в котором производится строительство. Получить разрешение – это обязанность каждого гражданина, который решил заняться строительством.

Есть земля, на которой вы решили построить дом, но не знаете с чего начать? Вам не выдают разрешение на строительство частного дома? Тогда эта статья рассчитана на вас.

Разрешение на строительство частного дома

Распространённая ошибка людей, желающих построить дом - в незнании правил порядка оформления разрешения на строительство индивидуальной постройки. Всё это может привести к проблемам на этапе строительства и при вводе дома в эксплуатацию, если до этого вообще дело дойдёт. Хорошо, если вы владеете землёй, которая предназначена для ИЖС, тогда получить разрешение на строительство ИЖС не составит труда. Гораздо хуже обстоят дела у тех, кто по незнанию закона приобрёл землю, которая не предназначена для строительства дома. Поэтому, прежде чем приобретать землю и начинать строительство, изучите основной порядок получения документа «Разрешение на строительство частного дома» и список документов, которые понадобятся для процедуры.

Документы для разрешения на строительство

Чтобы получить разрешение на строительство индивидуального дома, нужно обратиться в местную администрацию или в орган, уполномоченный выдавать такие разрешения, и написать заявление на имя главы от своего лица. Для этого вы должны быть владельцем земли или арендатором. При себе необходимо иметь паспорт, свидетельство на землю, которой вы владеете, градостроительный план участка, схему планировки и организации с обозначением места, где разместится объект ИЖС.

Ваше заявление и предоставленный пакет документов рассматривается и утверждается коллегиально, на основе предоставленных письменных заключений профильных специалистов, а выдача разрешения на строительство частного дома является гарантией того, что все технические и санитарные нормы соблюдены и не нарушают архитектурный план населённого пункта, в котором планируется возведение дома. Но вы можете не получить разрешение на строительство частного дома, если не утвердят проект.

Проект

Самое сложное при сборе всех документов – это собрать полный комплект архитектурно-строительной и инженерной документации, в который входят следующие планы: ситуационный, генплан участка (местности), подвала или цокольного этажа, этажей, перекрытий и покрытий неповторяющихся этажей, элементов стропильной конструкции крыши, кровли, фундамента.

Чертежи и схемы:

  • электрика, распределительный щит, громоотвод;
  • водопровод и канализация, горячая и холодная вода;
  • отопление, вентиляция.
  • разрез дома;
  • фасады и топосъёмка участка с улицей;
  • паспорт проекта;
  • смета на строительство;
  • технически-экономические показатели;
  • сечение фундамента с архитектурно-строительными узлами и деталями.

Как видите, проекты частных домов – это не только начерченная в разрезах схема будущего дома, но и планы постройки на земельном участке, и чертежи проведения коммуникаций.

Получение разрешения на строительство связано с профессиональной разработкой всего проекта. Поэтому, если в целях экономии денег пытаться начертить самостоятельно, может выйти дороже по времени и деньгам. Лучше обратиться в специализированную фирму, в которой имеются готовые проекты частных домов. Это упростит получение разрешения на строительство. Либо закажите индивидуальный проект, закрепив за ним авторское право.

Разрешение на строительство объекта можно получить гарантированно, если пригласить подрядчика, который будет заниматься непосредственно строительными работами. Как правило, у подрядчиков имеются много разнообразных проектов на индивидуальное строительство, один из которых обязательно подойдёт под условия местности. При этом вы получаете экономию денег, времени и сохраняете нервы, взяв у заказчика готовый и лицензированный проект, который на 100% поможет получить разрешение на строительство дома в ближайшее время. Подрядчик за вас позаботится о технических условиях от коммунальных служб, подводе сетей бытового обеспечения, что в конечном этапе упростит сдачу объекта в эксплуатацию.

Выданное разрешение действует в течение десяти лет, даже после продажи участка другому лицу или после дарения и мены.

Если за десять лет строительство дома не начнётся и не будет достигнуто 95% выполненного объёма работ, то придётся снова писать заявление в уполномоченную на выдачу разрешения организацию, приложив все вышеперечисленные документы.

Часто будущие строители задаются вопросом, а нужно ли разрешение на строительство дачного дома или гаража.

Дачный дом

Разрешения на строительство дачного дома чаще всего не требуется, если дача возводится на дачном участке, который не предназначен для ИЖС, а сама постройка не планируется для постоянного проживания. Не требуется оно и для постройки бани, сарая и гаража.

Но, к сожалению, это правило действует не везде. К примеру, если ваш участок находится в Московской области, то лучше сходить в местный орган власти и узнать, - потребуется ли от вас разрешение на строительство. Московская область развивается динамичней других регионов, поэтому там, где сегодня не требовалось разрешения, завтра, возможно, понадобится, потому что вблизи вашего участка могу проложить трубы, электричество, газопровод и ваша постройка будет нарушать требования безопасности.

Чем чревато отсутствие разрешения

Самовольное строительство дома или дачи без разрешительного документа грозит привлечением к административной ответственности самовольщика и сносом его постройки по решению суда.

Известные случаи, когда сносили целые посёлки с коттеджами и таунхаусами, находившиеся на нескольких гектарах земли. Яркий случай произошел в посёлке Бачурино Московской области, который сровняли с землёй по решению суда, несмотря на многомиллионные вложения в строительство и рекламу.

Не избежали сноса и небогатые рыбацкие посёлки, в которых проживали рыбаки пенсионного возраста, получившие от своих организаций за заслуги по одной сотке земли 50 лет назад, и возведшие небольшие домики для летнего или постоянного проживания.

Поэтому, затевая строительство без разрешения, вы можете столкнуться с проблемой ввода здания в эксплуатацию. Вы не сможете провести к постройке коммуникации, продать или подарить этот дом, и придётся продавать только землю. А если вас привлекут к административной ответственности, то обязуют самостоятельно снести постройку в установленный срок или, если этого не сделаете, дом снесут без вашего участия и выпишут квитанцию на оплату за оказанные услуги по сносу незаконной постройки.

Сдача дома в эксплуатацию

Когда частный дом построен хотя бы на 95% и пригоден для проживания и остались лишь мелкие работы, можно написать заявление на ввод дома в эксплуатацию. В этом случае исполнительный орган назначает комиссию, которая выезжает на объект и проверяет, насколько готовая жилищная постройка соответствует первоначальному проекту, предоставленному перед выдачей разрешения на ИЖС. В состав комиссии входят: специалист по архитектуре, представители противопожарной службы и санэпиднадзора, застройщик, и подрядчик.

Если расхождений нет или они в пределах допустимого, замечания отсутствуют, комиссия подписывает акт о приёмке объекта и ввод в эксплуатацию.

Технический паспорт на дом и свидетельство на право собственности изготавливает и выдаёт Агентство государственной регистрации и земельного кадастра.

С этими подписанными документами и техническим паспортом владелец идёт в уполномоченный орган, выдававший ему разрешение на строительство, потому что окончательная процедура ввода здания в эксплуатацию происходит там.

При каких обстоятельствах можно получить отказ

Акт приёма, разрешающий ввод здания в эксплуатацию, - это документ, подтверждающий выполнение работ, согласованных в проектной документации, которая подавалась перед выдачей разрешения на строительство. И перепланировка, переделка проекта в процессе строительства должна согласовываться с органом, выдавшим разрешение. Если вы самовольно сделали перепланировку или внесли другие изменения по коммуникациям в проектные планы, то, скорее всего, акт о вводе в эксплуатацию вам не подпишут. Как минимум, нужно будет согласовать перепланировку и уже повторно подавать заявление на принятие объекта в эксплуатацию.

Многие недооценивают этот момент, строят дома на несколько сантиметров ближе (дальше) к дороге, к соседскому забору или меняют расположение жилого пространства и кухни. После такой перепланировки получают отказ, привлекаются к административной ответственности и получают решение суда о сносе недостроенного дома.

Также можно получить отказ, если вы не уложились в отведённый срок – десять лет - и сдаёте объект с опозданием. За десять лет условия окружающей местности, на которой вы строите дом, могли измениться, в связи с этим необходима корректировка проекта.

Можно получить отказ, если на момент выдачи разрешения вы в первые десять дней не выполнили ряд требований и не передали запрашиваемые документы в уполномоченный орган.

Если у комиссии нет претензий к частному дому, то на руки вам дадут акт, в котором должны быть отмечены следующие пункты:

  • подъездные пути к дому;
  • канализация;
  • отопление;
  • водоснабжение;
  • электричество.

Без акта ввода дом имеет статус недостроенного, и к нему нельзя подключить центральные удобства.

Дачный дом: ввод в эксплуатацию

Дачным домом считается строение, которое не предназначено для постоянного проживания и в зависимости от площади имеет различия:

1. Дача до 200 квадратных метров, до двух этажей, хозяйственное строение до 100 квадратных метров. Для этой дачной постройки необходимо подать следующие документы:

  • право собственности на землю;
  • паспорт БТИ.

2. Дача до 350 квадратных метров, до двух этажей, хозяйственные постройки до 150 квадратных метров:

  • право собственности на землю;
  • справка о принятии дома в эксплуатацию;
  • паспорт БТИ;
  • осмотр о техническом осмотре органов пожарного контроля и санэпидслужбы.

3. Дача от 350 квадратных метров с хозяйственными постройками:

  • право собственности на землю;
  • справка о принятии дома в эксплуатацию;
  • паспорт БТИ;
  • справка о техническом осмотре органами пожарного контроля и санэпидслужбы.

Вопросами о вводе дачи в эксплуатацию можно заниматься самостоятельно, либо доверить специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Хозяйственные блоки при ИЖС: ввод в эксплуатацию

Хозяйственным блоком считается небольшая постройка любой формы, не предназначенная для проживания. Баня, сарай, склад, сооружённые из каркаса или из бруса, всё это относится к типу хозблок и может иметь окна, двери и крыльцо.

В отличие от домов и дач, хозяйственный блок можно построить без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Однако есть нюансы, которые всё-таки обязуют получать разрешение и вводить хозблок в эксплуатацию, например:

  1. Новые постройки возводятся на месте старых, которые были снесены. Но если заранее позаботиться и оформить документы на снос, разрешение не потребуется.
  2. Хозяйственный блок пристраивается к жилому дому. Это считается реконструкцией основного здания, поэтому обязательно требуется получить разрешение, иначе пристрой могут признать недействительным, а основное помещение изменить статус назначения.

Какие документы понадобятся для ввода гаража:

  • Заявление с информацией о построенном объекте, ссылающееся на разрешительный документ о возведении гаража.
  • Документы на землю.
  • Свидетельство о государственной регистрации или аренде застраиваемой земли.
  • Кадастровый план и схема с расположением гаражной постройки.
  • Заключение (оригиналы) от лицензированной организации о нормах соответствия гаражной постройки.

Обжалование об отказе

Отказ в разрешении должен быть аргументирован и может быть обжалован в суде.

Если по каким-либо причинам вам не подписали акт приёмки о вводе здания в эксплуатацию (например, часты случаи, когда акт не подписывается специалистом противопожарной службы, хотя вы построили дом без нарушения проекта либо с допустимым отклонением и все необходимые документы передавали в срок) - вы имеете право обжаловать отказ в суде.

Отказ должен быть аргументирован в письменном виде. Если вы получили отказ в устной форме, то вполне возможно, что в вашем случае попался коррумпированный сотрудник, ожидающий от вас взятку, а это является противозаконным действием. Попросите письменный и аргументированный отказ и подавайте жалобу.

Подведём итог:

  • Перед покупкой земли нужно узнать её назначение, потому что не всегда возможно перевести ее под индивидуальное жилищное строительство.
  • Перед началом стройки нужно обязательно получить разрешение.
  • Во время получения разрешения уполномоченная организация может запросить дополнительные документы. Лучше не игнорировать требования, а сдать все в установленный срок - 10 дней.
  • Планировка, которая подверглась изменениям во время строительства, согласовывается с выдававшим разрешение уполномоченным органом. Иначе будут неприятные последствия.