Не стабильной экономике постоянно происходят. Макроэкономическая нестабильность. Что такое безработица

Наша страна относительно недавно перешла в рыночную экономику, и многим до сих пор кажется, что череда экономических кризисов, этому сопутствовавшая, вызвана исключительно ошибками государственного управления, происками иностранных врагов, издержками переходного периода и т.п. Всё это может иметь место, но правда и в том, что рыночная экономика нестабильна сама по себе , даже в отсутствие всех этих факторов. Как, кстати, и плановая экономика, или любое их сочетание. Этим текстом собираюсь открыть серию постов для обсуждения внутренних экономических факторов, определяющих эту нестабильность. В ней я с вами также поделюсь недавно озарившим меня решением того, что же нужно для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность.

Экономика во многом определяется тем, на основе каких форм собственности она построена. В современной российской экономике основными формами собственности являются частная и государственная. Приглядимся к ним повнимательней.

Частная собственность принадлежит одному человеку, который принимает все решения относительно неё - о купле и продаже, обмене, дарении, использовании и даже уничтожении. Экономика, построенная ТОЛЬКО на частной собственности, НИКОГДА не сможет быть устойчивой и прогнозируемой. Поведение множества людей, каждый из которых сам по себе принимает решения, априори непредсказуемо. Да, изменяться такая экономика будет быстрей всех прочих возможных, но нельзя это отождествлять с развитием, поскольку не всякое изменение есть развитие. Чистая рыночная экономика - это скорее экономика броуновского движения, а не развития. Некоторые её сторонники именно это её свойство выдают за стабильность, потому что так она может выглядеть на обобщённых графиках, но это некорректно. Есть ли разница человеку, потерявшему дом, потерял ли он дом из-за того, что рухнул его личный бизнес, или из-за того, что рухнула вся экономика страны? Могут быть разные нюансы в обоих случаях, но в целом это одна и та же ситуация: потерянный дом. В чистой рыночной экономике постоянно часть людей выигрывает, а часть проигрывает, причём вероятность того, что взятый наугад (или каждый!) индивид однажды понесёт крупные для него экономические потери, стремится к единице (т.е. практически наверняка). По сути, это можно рассматривать как непрерывный кризис, растянувшийся во времени.

Поскольку люди в своей массе предпочитают развитие, а не топтание на месте, то чистой рыночной экономики нигде нет, а частная собственность во многих случаях регулируется и защищается государством. При этом полномочия о принятии решений относительно объекта собственности частично переходят государству. Если все такие полномочия переданы государству, то собственность становится государственной . Решения относительно такой собственности принимаются коллегиально - всеобщим голосованием или хотя бы голосованием полномочных представителей, за которых все голосовали. В этом случае решения принимаются так, чтобы улучшить «среднюю температуру по больнице», т.е. развитие поначалу имеется, но одновременно и одинаково для всех, что означает, что все движутся вперёд со скоростью самых медленных, тогда как те, кто развивает экономику быстрее других, могут подвергаться либо искусственному замедлению, либо коллективной эксплуатации, т.е. весь «избыточный» прирост перераспределяется отстающим. Это снижает их мотивацию к эффективности и стимулы к труду. Такое развитие имеет тенденцию замедляться вплоть до застоя, после которого со временем всё равно наступает кризис - даже более концентрированный во времени и пространстве, более массовый и явный, чем рыночный. Собственно, те кризисы, про которые обычно говорят, имеют такую природу, т.е. так или иначе являются следствием государственного вмешательства, но чаще всего это вмешательство осуществлялось для борьбы с мелкими локальными кризисами, возникающими из-за частного управления, так что государство просто оказывается крайним виноватым. Важно отметить, что застой - это не есть стабильность, а ситуация, когда некоторые отслеживаемые статистические параметры удерживаются на приемлемом уровне ценой спада других, столь же важных и значимых, но официально не отслеживаемых статистически. Т.е. красивая картинка при плохом состоянии дел. Решения, принимаемые неквалифицированным большинством почти так же непредсказуемы, как и решения индивидуумов, и сильно зависят от качества поставляемой статистической информации, от честности СМИ.

Основная польза от такой формы собственности - выравнивание имущественных различий для достижения социальной стабильности , даже ценой снижения экономической эффективности и повышения риска экономической нестабильности. Снижение экономической эффективности происходит, во-первых, потому что максимизация этой эффективности и не является основной целью, коль скоро на решения сильно влияют социальные факторы, а во-вторых, поскольку решения очень масштабные, а при этом невозможна тонкая регулировка. Выравнивание неизбежно означает, что кто-то получит больше поддержки, чем ему на самом деле нужно (но он, конечно, не признается, ведь частник стремится максимизировать индивидуальную полезность, для него нет понятия «слишком много»), а кто-то получит слишком мало. Выдавать ли материнский капитал обеспеченным семьям? Да, всем поровну! Платить ли пенсии работающим и обеспеченным пенсионерам? Да, всем поровну! «Ручное управление» может позволить решить часть наиболее острых вопросов, но всегда ценой социальной стабильности, т.к. приносятся в жертву коллегиальность и равенство.

На практике эти формы собственности часто бывают смешанными или юридически модифицированными. Например, государственные средства могут распределяться коллегиально только на этапе формирования годового бюджета, а далее решения принимаются единолично, например министрами. Эта двойственность - собственность государственная, а решения по ней принимаются единолично, словно она частная - и порождает возможности для коррупции . Уже получил распространение, казалось бы нелепый, термин «частно-государственная» собственность в применении к государственным корпорациям. Они государственные по способу приобретения и де-юре, но по способу управления и де-факто они частные. По сути, практически вся государственная недвижимость является именно такой «частно-государственной», что позволяет единоличными решениями проводить её приватизацию и превращать её в полностью частную. Проблема в том, что причина не только в юридических законах, как это, похоже, видится Навальному, но и экономическая. Это становится возможным потому, что на самом деле государственная форма собственности действительно мало пригодна для управления такими объектами в нынешних условиях. Чтобы быть де-факто государственной, она должна управляться всеобщими решениями, а это самый медленный и неквалифицированный способ принимать решения. Таким способом можно принимать правила, например: в каждом городе должно быть столько-то фонарей на кв. км., дающих такую-то степень освещённости в такое-то время суток. Один раз решили, а потом только смотрим статистику выполнения. Такой метод применим для управления плановым массовым производством однотипных стандартизированных товаров гарантированного спроса: «...столько-то тонн чугуна и стали на душу населения в год...», качество прописано в таком-то ГОСТе. Но если разновидностей товаров какой-то категории нужно населению больше, то для такой отрасли государственное управление не будет эффективным, т.к. либо утонет в огромном числе ГОСТов, либо не будет производить достаточный ассортимент товаров. Также этот метод слаб при торговле в рыночных условиях. Частник может гибко менять цены, тогда как государство их устанавливает централизованно раз в год или в другой период, что означает, что оно почти всегда будет проигрывать. Собственно, именно это обстоятельство, скорее всего, является глубинной экономической причиной превращения государственной собственности в «частно-государственную». Государственное управление может обеспечить производство нефти и газа по ГОСТам, но для установления цен на них в рыночных условиях нужны единоличные решения. А если собственность управляется единоличными решениями, то это уже де-факто не государственная собственность.

Для решения этой дилеммы выработан механизм, при котором государство получает фиксированные выплаты, а корпорация - всё остальное, если оно будет, т.е. частник берёт на себя риски. Есть механизм государственных контрактов, могущих работать по принципу аукциона: кто предложит цену лучше. Возможно, коррупцию можно было бы побороть, сделав корпорацию полностью государственной, управляемой только открытыми коллегиальными решениями и продающей продукцию по фиксированной цене, устанавливаемой на год, тогда как частные посредники перепродавали бы на свой страх и риск по рыночным ценам, что позволило бы избежать чрезмерного воздействия на государственную корпорацию единоличных решений. Но при этом, разумеется, государству пришлось бы смириться с тем, что такие частники работали бы с прибылью, т.е. перепродавали бы его продукцию дороже, чем купили. Сейчас это для государства выглядит преступлением, хотя фактически это, вероятно, единственное устойчивое решение задачи.

Государство никогда не сможет торговать в рыночной экономике так же эффективно, как частник, хотя бы из-за меньшей скорости принятия решений. Оговорка про рыночную экономику здесь сделана, чтобы отсеять случаи вроде войн, когда частник не может торговать потому, что это опасно для жизни, а государство имеет армию и может торговать, т.е. присутствует мощный фактор влияния неэкономической природы. Государственное управление - самое низкоприбыльное из всех экономически возможных, в противном случае все другие просто не понадобились бы и не возникли бы. Невозможно придумать какие-то такие волшебные правила, чтобы все могли одинаково действовать и при этом одновременно и равномерно богатеть быстрее, чем если бы они объединялись в группы профессионалов, используя эффекты командной синергии, или работали бы каждый на себя в максимум своих усилий в той области, где имеют наилучшие способности. Для разных типов задач лучше подходят различные формы собственности. Там, где нужна локальная максимизация прибыли, лучше подойдёт частная собственность. Государственная собственность лучше работает там, где нужно перераспределение между многими, для имущественного выравнивания, а не обмен между двумя сторонами для максимизации взаимной выгоды. Бытует мнение, что государственное экономическое управление может быть более эффективным за счёт масштаба, что верно вовсе не для всех отраслей, в силу того, что говорилось выше про неэффективность из-за выравнивания и малого ассортимента.

Это не единственный механизм превращения государственной собственности в де-факто частную. Подтасовки на выборах, политические блоки, взятки, лоббирование и т.п. также являются формами частного влияния на государственные решения в лично-корыстных целях. В последние годы общественность стала больше обращать на это внимание и контролировать соблюдение законов, что очень полезно для страны. Насколько можно судить, эти явления, в основном, не экономической природы, а политической, поэтому здесь их не рассматриваем, хотя, конечно, важно их тоже иметь в виду.

"Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 5

Для экономических систем всех стран мира, основанных на рыночных механизмах, характерно циклическое развитие - после значительного экономического подъема всегда наступает экономический спад. Данное утверждение верно и для региональных экономических систем, которые являются подсистемами, элементами экономической системы страны. Как правило, состояние региональной экономической системы коррелирует с состоянием экономической системы страны.

Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, региональные администрации, отдельные предпринимательские структуры, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой экономической системе, основанной на рыночных механизмах, происходят колебательные процессы, волнообразные движения по причине несовершенства данных механизмов. При этом колебания рыночной активности в разных экономических системах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макро-, мезо- и микроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются, и предпринимательская деятельность затухает.

Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется.

Однако в экономической литературе более широкое внимание уделяется именно стабильному состоянию экономических систем, равновесию и устойчивости. При этом упускается тот момент, что без нестабильности не может существовать стабильность и порядок. Эти два противоположных состояния являются одним целым одного процесса - развития экономической системы.

Если экономическая стабильность определяется как устойчивое состояние экономической системы, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие данной системы, сохранение ее основных характеристик в условиях воздействия внутренних и внешних изменений, то экономической нестабильностью экономической системы является такое ее состояние, когда идет снижение темпов и динамизма ее развития, появление застойных процессов и явлений, возникновение напряженности в предпринимательских кругах, характеризуемой спадом деловой активности и ростом недоверия предпринимательских структур друг к другу.

Нестабильность конструктивна через разрушительность: стабильность возникает благодаря нестабильности и из нее, нестабильность, как и стабильность, лежит в основе развития экономической системы. Нестабильность разрушительна через конструктивность, так как возникшие к этому моменту сложные упорядоченные структуры становятся все более неустойчивыми.

Конструктивная роль нестабильности в процессе развития экономической системы проявляется следующим образом:

  • нарастание нестабильных явлений в экономической системе является сигналом для выхода системы на один из новых путей развития, на одну из возможных структур;
  • нестабильность лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, механизма согласования темпов их эволюции (коэволюция), т.е. приводит к необходимости согласования интересов всех экономических субъектов на разных уровнях экономической системы страны для преодоления сложившихся противоречий;
  • нестабильность может выступать как механизм переключения, смены различных режимов развития системы, переходов от одной относительно устойчивой структуры к другой.

Коэволюция - сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Это принцип глобальной эволюции. Само это понятие пришло из эволюционной популяционной теории.

Понятие коэволюции тесно связано с понятием самоорганизации. Самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями развивающихся систем, а коэволюция - с отношениями между такими системами, с взаимосвязями эволюционных изменений.

Стабильность развития экономической системы любого порядка достигается через преодоление нестабильных явлений, накопившихся за определенный период развития и функционирования различных элементов системы. Понятие нестабильности развития экономической системы региона необходимо освободить от негативного оттенка, так как данная черта присуща таким сложным системам, как региональная экономика. Именно нестабильность может выступать условием стабильного и динамического развития. В региональной экономической системе, которая находится в равновесном состоянии продолжительное время, накапливаются противоречия, приводящие к нестабильному состоянию вследствие того, что система с данной структурой неспособна решать задачи по обеспечению жизнедеятельности человека. Экономика региона способна эффективно развиваться только после разрешения данных противоречий. Для устойчивых стационарных систем малое возмущение "сваливается" на то же самое решение, на ту же самую структуру. Без пары нестабильность-стабильность нет развития. Нестабильность дает толчок к новому этапу в развитии системы.

Как отмечает И.Р. Пригожин, "у термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он используется порой с едва скрываемым негативным оттенком, и притом, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности. Порядок и беспорядок, таким образом, оказываются тесно связанными - один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня... Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Признание нестабильности - не капитуляция, напротив, - приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический характер этого мира".

Стабильность есть пребывание процесса в строгих пространственно-временных рамках. Примером стабильности в физике являются константы (константа Планка, первый закон Ньютона, скорость света в вакууме и т.д.). В экономике - это рыночное равновесие, совершенная конкуренция, свобода экономических субъектов. Стабильность отлична своей когерентностью, т.е. однородностью на больших пространственно-временных интервалах.

Стабильность - строгий набор свойств, где малейшие колебания рассматриваются как помехи, как срыв в нестабильность.

Нестабильность - состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновременностью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом. Это форма наблюдаемых взаимосвязей и причинной обусловленности всех явлений, противоположная стабильному состоянию.

Окружение человека, включая природу и общество с его надстройками, нестабильное, неустойчивое, неравновесное, развивающееся. При рассмотрении проблем такого мира надо учитывать два его противоположных и взаимосвязанных, взаимно обусловливающих друг друга качества, - стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность.

Нестабильность выступает условием стабильного и динамического развития экономической системы региона, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм. Устойчивость и неустойчивость в системе, образование новых структур и разрушение старых, сменяя друг друга, развивают, эволюционируют систему. Стабильность и нестабильность возникают и существуют одновременно: одна включает в себя другую - это два аспекта одного целого, они дают нам различное видение экономических процессов и явлений.

Современная наука, в том числе экономическая, имеет дело со сложными системами, связь между которыми осуществляется не только через порядок, стабильность, но и через нестабильность. Только в единстве стабильности и нестабильности может быть исследована эволюция сложной экономической системы региона и ее элементов. Сложная региональная экономическая система - целое, состоящее из устойчивых и неустойчивых частей. Эволюция такой системы ведет к новому качеству, к новому витку динамического развития.

Эволюцию системы можно, как сказано выше, понимать как целенаправленное движение, изменение этой системы по некоторой траектории развития, состоящей из точек состояний стабильности и нестабильности.

В последние годы активно формируется новое направление исследований - эволюционная экономика. Волнообразный, циклический характер действия основных законов наблюдается в открытой экономической системе. Государственное регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенные изменения по мере эволюции экономики. Уменьшение роли государства будет чередоваться с периодами ее волнообразного возрастания. Снижение роли и значения системы государственного регулирования при эволюции социально-экономической системы будет чередоваться с ее усилением на определенных этапах нестабильности в экономической системе, будут наблюдаться периоды либерализации и контроля над ценами и заработной платой.

Устойчивость системы - ее способность сохранять свое движение по траектории на таком уровне потребления ресурсов, который может самоподдерживаться, саморегулироваться достаточно долго.

Традиционная макроэкономика ориентируется на непрерывный и, чаще всего, количественный рост, а не на устойчивость развития, что не учитывает эффективность развития экономической системы.

Эффективность развития системы - результативность процесса развития системы, определяемая как отношение результата, эффекта от ее функционирования к затратам, обусловившим получение результата.

Для современных экономических систем актуальна разработка механизмов, которые обеспечивали бы их устойчивое развитие без количественного увеличения ресурсов, с помощью произведенного труда, стоимости и капитала.

Эволюция системы определяется борьбой организации и дезорганизации в системе, накоплением и усложнением информации, ее организацией и самоорганизацией, сложностью и разнообразием внутрисистемных процессов. Важным критерием эффективности системы является ее динамическая, структурная и организационная предсказуемость, отсутствие аномалий и обеспечение динамического роста, наличие и динамическая актуализация критериев оценки принимаемых решений.

Изучению стабильности и нестабильности развития банковской системы следует уделить особое внимание, так как именно данная система является главным барометром, показывающим состояние экономики. Банки и небанковские организации, входящие в банковскую систему, являются фундаментальным блоком, позволяющим хозяйствующим субъектам страны эффективно функционировать и развиваться. Состояние стабильности и нестабильности банковской системы напрямую связано с состоянием финансов реальной экономики, финансов национальной экономики, а также с состоянием финансовых связей секторов реальной экономики регионов друг с другом.

Банковская система находится в области стабильности, когда она способствует функционированию экономики, а не препятствует ему, и рассеивает финансовые дисбалансы, которые возникают как результат значительных негативных и неожиданных событий.

Состояние стабильности банковской системы характеризуется следующими основными чертами:

  • стабильность платежной инфраструктуры (бесперебойное осуществление расчетов в экономике);
  • стабильность финансовых институтов (банков и небанковских финансовых посредников);
  • стабильность процентных ставок на межбанковском рынке (отсутствие чрезмерной волатильности);
  • запас прочности в банковской системе, достаточный для того, чтобы она могла противостоять негативным экономическим шокам в будущем, абсорбировать негативные экономические шоки и не распространять их на реальную экономику;
  • эффективное распределение финансовых ресурсов в экономике;
  • эффективное управление финансовыми рисками в экономике (выявление, количественная оценка, определение цены и перераспределение рисков).

Стабильность банковской системы связана с проблемой обеспечения максимально возможного уровня финансовой стабильности в экономике, т.е. стабильности финансовых отношений всех секторов экономики.

Согласно определению Ф. Мишкина "финансовая нестабильность возникает, когда шоки, которые действуют на финансовую систему, препятствуют информационному потоку таким образом, что финансовая система не может больше выполнять свою работу по канализированию денежных средств туда, где имеются возможности для продуктивных инвестиций".

По мнению П.В. Каллаура финансовая нестабильность (дестабилизация) подразумевает такой баланс рисков и/или уязвимости в финансовой системе, при котором она перестает осуществлять свои функции, ключевые финансовые посредники не способны выполнять свои финансовые обязательства, а негативные шоки передаются через финансовую систему реальной экономике.

Х. Мински считал, что нестабильность в банковской системе является нормальным функционированием, внутренне порождаемым результатом поведения капиталистической экономики. Нестабильность, в соответствии со взглядами Х. Мински, эндогенно присутствует в рыночной экономике, связана с цикличностью динамики рынков и экономики в целом и может приводить к нестабильности даже без действия внешних шоков.

Рассмотрим процесс нарастания нестабильных явлений в экономической системе согласно концепции Х. Мински.

Фаза оживления делового цикла, которую Х. Мински называет "состоянием спокойного роста", стимулируется повышением оптимизма хозяйствующих субъектов экономики. Ожидаемый доход от использования капитальных активов растет, инвестиционный процесс усиленно набирает обороты. Однако риски еще высоки в силу того, что у предпринимателей и банкиров свежи в памяти недавние спад и депрессия. Поэтому большая часть инвестиций финансируется за счет внутренних источников, а это является причиной того, что в экономике преобладает, по терминологии Х. Мински, обеспеченное финансирование. По мнению Х. Мински, финансовая система в экономике с обеспеченным финансированием является "прочной" по отношению к внешним шокам и воздействиям.

Таким образом, "состояние спокойного роста" является идеальным для экономики. Совокупный спрос и реальный объем производства быстро увеличиваются, цены текущего выпуска если растут, то стабильно и медленно, уровень безработицы форсированно приближается к естественному, да и к тому же благодаря преобладанию обеспеченного финансирования финансовая система здорова и "прочна". Однако "состояние спокойного роста", рассматриваемое в качестве нормального для экономической системы, как состояние, к которому такая система естественно стремится, в реальности не является самоподдерживающимся, как это и показано в концепции Х. Мински.

Чем дольше экономика находится в "состоянии спокойного роста", т.е. чем дольше длится процветание, тем еще более оптимистичными становятся ожидания хозяйствующих субъектов и тем сильнее уменьшаются риски заемщика и заимодавца. Хозяйствующие субъекты все в большей степени проявляют "побуждение к инвестированию", но, ввиду нехватки собственных средств, они вынуждены переходить на внешнее финансирование. Другими словами, увеличивается готовность фирм выпускать пассивы с целью приобретения активов. Банки и другие финансовые институты реагируют на это, не только увеличивая количество денег в обращении, но и предлагая качественно новые их виды. В этот период происходит наибольшее число финансовых инноваций, изменяющих количество и качество денег: с одной стороны, усложняется структура денег за счет появления все менее ликвидных "квазиденег"; а с другой стороны, возрастает количество денег и/или скорость их обращения.

Если же Центральный банк, стремясь охладить конъюнктуру, поднимает учетную ставку процента и сокращает денежную массу в экономике, то это лишь подливает масло в огонь изобретательности финансовых посредников. Высокие и растущие процентные ставки служат вознаграждением за новаторство в финансовой сфере. Увеличение же резервных требований по отношению к традиционным формам кредитных денег (вкладам до востребования и т.д.) и иные подобные меры подталкивают финансовые институты к созданию новых форм денег, которые еще не поставлены под контроль Центрального банка. Особенно этому способствует применение "стратегии управляемых пассивов".

В результате такой финансовой эволюции денежная масса ускользает из-под опеки "творцов денежно-кредитной политики", так что ее эффективность ослабевает.

В результате как уменьшение рисков заемщика и заимодавца, так и финансовые инновации изменяют тип финансирования, который используется сектором хозяйствующих субъектов при осуществлении инвестиционной деятельности. Переход фирм на чрезмерное внешнее финансирование имеет следующие результаты:

а) спекулятивное финансирование , при котором текущие притоки наличности достаточны только для уплаты процентов, но их не хватает на амортизацию долга, и предпринимательский сектор вынужден прибегать к новым займам, осуществляя так называемый ролловерный кредит;

б) "Понци-финансирование" , при котором текущих притоков наличности не хватает даже на выплату процентов за кредит, и предпринимательский сектор вынужден увеличивать задолженность. "Понци-финансирование" представляет собой не что иное, как "финансовую пирамиду".

С преобладанием в экономике этих двух типов финансирования (и особенно последнего) финансовая система становится, по Х. Мински, "хрупкой"; нестабильность в экономике увеличивается, и в ней все сильнее раскачивается маятник деловой активности.

Следует отметить, что "Понци-финансирование" порождается отнюдь не мошенничеством фирм, а общей финансово-экономической обстановкой и, прежде всего, ростом процентных ставок. Их увеличение приводит к возрастанию текущих финансовых обязательств фирм при системе плавающих ставок процента или при использовании ролловерного кредита, т.е. при спекулятивном финансировании. В последнем случае рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в "Понци-финансирование".

Но "Понци-финансирование" недолговечно. Рано или поздно хозяйствующие субъекты, использующие этот тип финансирования, не смогут увеличить свою задолженность для выплаты обязательств по меньшей мере из-за риска заимодавца, а также ввиду общей нехватки ликвидности в экономике. Вот почему чем больше вес спекулятивного и "Понци-финансирования", тем больше хрупкость финансовой системы.

Понятие финансовой хрупкости является чрезвычайно важным в теории Мински. Не случайно, как уже отмечалось, его "гипотезу финансовой нестабильности" часто также называют "гипотезой финансовой хрупкости". На основе этих определений становится понятным, почему спекулятивное и "Понци-финансирование" порождает финансовую хрупкость. Понятно также, почему финансовая хрупкость является едва ли не основной причиной циклического спада. Однако главный вывод, который можно вывести на данной стадии анализа теории Мински, состоит в следующем. Повышение степени финансовой хрупкости (финансовая фраджиляция) экономики представляет собой неотъемлемый элемент развития экономики страны. Развитие экономики невозможно без финансовой фраджиляции. Но поскольку такая фраджиляция создает предпосылки для смены конъюнктурного подъема нестабильностью, развитие экономической системы имеет циклическую природу и не может протекать равномерно и сбалансированно.

По нашему мнению, концепция финансовой нестабильности Х. Мински является подтверждением единства аспектов стабильности и нестабильности в процессе развития экономики региона и, в частности, развития банковской системы региона.

Основными признаками нестабильности банковской системы на данном этапе развития экономики страны являются:

  • неспособность банковской системы в достаточной мере выполнять функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств;
  • неспособность удовлетворять потребность хозяйствующих субъектов и частных лиц в кредитных ресурсах, высокие процентные ставки на кредитные ресурсы;
  • неспособность обеспечения своевременного проведения расчетов и платежей в экономике;
  • недостоверная оценка и управление финансовыми рисками в банковской системе;
  • некачественное управление институтами банковской системы региона в сложившихся условиях экономической конъюнктуры;
  • высокая волатильность процентных ставок на межбанковском рынке вследствие недоверия институтов банковской системы к друг другу.

Нестабильность в банковской системе возникает в силу нарастания в определенный промежуток времени значительного числа негативных тенденций и противоречий макроэкономического и микроэкономического характера. Они являются следствием сочетания как внешних, по отношению к банковской системе, факторов, так и недостатков самой банковской системы.

Основными макроэкономическими факторами нестабильности развития банковской системы являются:

  • высокое соотношение внутреннего кредита и ВВП;
  • быстрый рост денежного предложения;
  • отток средств вкладчиков из банков вследствие недоверия к банковской системе страны в целом;
  • снижение экспорта, вызванное неблагоприятными шоками на мировых рынках;
  • переоценка национальной валюты в реальном выражении; значительный внешний долг;
  • слабое покрытие резервами краткосрочных обязательств; низкие темпы роста экономики;
  • негативные шоки на фондовом рынке;
  • низкие золотовалютные резервы;
  • высокие процентные ставки на мировом рынке капитала;
  • отток капитала из страны;
  • рост национальных процентных ставок.

Макроэкономические факторы и проблемы являются основными причинами нестабильности в банковской системе региона, поскольку макроэкономическая среда определяет поле деятельности банков. Однако нестабильность банковской системы возникает при синхронном проявлении накопленных проблем большинства банков (микроэкономических факторов) и мезоэкономических факторов, которые могут быть усугублены резкими изменениями макроэкономических факторов.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Экономическая нестабильность и безработица  


Экономическая ситуация. Как известно экономика любой страны развивается циклично рост происходит не равномерно, а прерывается периодами экономической нестабильности (рост безработицы, инфляции, падение ВНП и т.д.). Специалисты выделяют четыре фазы экономического цикла пик - в экономике наблюдается полная занятость , и производство работает на полную мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, а рост деловой активности прекращается далее следует спад - производство и занятость сокращаются, однако цены не поддаются тенденции к снижению низшая точка спада характеризуется тем, что производство и занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают вновь выбираться со дна наконец на фазе оживления уровень производства повышается, а занятость возрастает. Несмотря на общие для всех фазы, отдельные экономичес-  

Неоклассическая система была логически связанной и детально разработанной теоретической концепцией, но в нее плохо вписывалась экономическая нестабильность (кризисы, безработица). Она не была в состоянии объяснить причины и  

В каждой конкретном случае эти проблемы будут решаться по-своему. Например, в Республике Беларусь рынок труда характеризуется наличием большого числа неэффективных рабочих мест и медленным их обновлением, недостаточным инвестированием в создание новых рабочих мест , что еще больше усугубляет разбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда . Разрешить данные проблемы можно только путем согласования потребностей рынка труда в рабочей силе со структурой рабочих мест в экономике и системой профессиональной подготовки кадров. А для этого требуются определенные шаги со стороны государства по активизации инновационно-инвестиционной деятельности , созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства, обновлению и улучшению структуры рабочих мест , созданию новых рабочих мест путем совершенствования развития сферы услуг . Устойчивое развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест , а также снижает зависимость занятости населения от крупных экономически нестабильных и неперспективных предприятий, уменьшает риск безработицы. Доля занятых в сфере производства год от года снижается, а в сфере обслуживания увеличивается. Для  

Актуальность проблем занятости и безработицы объясняется тем, что, во-первых, обеспечение полной занятости принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики , во-вторых, безработица является формой проявления нестабильности экономического развития . Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия. Изучение проблем занятости и безработицы способствует выявлению причин безработицы, выработке эффективной политики занятости. 84  

Из предыдущей главы мы узнали о совокупном спросе и совокупном предложении , в ней же познакомились с моделями макроэкономического равновесия . Но макроэкономическое равновесие на практике - скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило рыночная экономика нестабильна. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров этой нестабильности. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицей.  

Для высокой результативности работы рыночного механизма , кроме четкого очерчивания границ государственного вмешательства в его функционирование, необходимо решить и множество других задач. Прежде всего, следует нейтрализовать действие таких дестабилизирующих экономику факторов, как инфляция, монополизм и вынужденная безработица . Их возникновение непосредственно связано с функционированием рынка , который сам, без помощи государства не в состоянии вести с ними борьбу. Деятельность государства по укреплению рыночного механизма не ограничивается только борьбой с названными факторами экономической нестабильности. К ней следует также причислить государственное стимулирование свободного предпринимательства , денационализацию собственности и приватизацию, формирование оптимальной налоговой политики и многое другое, что находится в ведении государства и без чего не может нормально работать конкурентно-рыночная система.  

В четвертом базисном разделе, посвященном определению объемов выпуска (гл. 12-18), мы возвращаемся к проблеме экономических флуктуации и роли государства в деле экономической стабилизации. Мы дадим описание кейнсианской теории определения объемов выпуска, особо выделив случай открытой экономики . Здесь же мы поговорим о возможном компромиссе между безработицей и инфляцией, а также о роли в формировании макроэкономической ситуации и различного рода потрясений - в возникновении нестабильности в экономике.  

В России за период проведения курса реформ уровень безработицы (с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящих-ся в отпусках по инициативе администрации) достигал более 20% активного населения. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможен его рост до 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет. В сложившейся ситуации в России рост безработицы, являющийся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста . G другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств.  

В известном смысле требование к правительству сбалансировать бюджет в течение периода, равного календарному году, является произвольным. Однако чередование времен года и твердо установившаяся практика бухгалтерской отчетности дают серьезные основания для такого требования, а практика бизнеса , при которой поступления и расходы регулярно балансируются с известными отклонениями, еще более подкрепляет его. Если крупные экономические колебания можно предотвратить с помощью других мер, то такое балансирование лучше всего производить на протяжении года, традиционного для составления бюджетов срока. Если допустить, что регулирование предложения денег путем конкуренции между частными валютами действительно должно обеспечить не только стабильность ценности денег, но и стабильность экономической конъюнктуры , аргумент о необходимости государственного дефицита для сокращения безработицы сведется к утверждению, что правительственный контроль над деньгами нужен, чтобы излечить болезнь, которую он сам и вызвал. Непонятно, зачем вообще в условиях стабильных денег у правительства должно быть право тратить средств больше, чем оно имеет. И, конечно, куда важнее, чтобы правительственные расходы не становились причиной общей нестабильности, чем чтобы занять громоздкий правительственный аппарат (если сделать маловероятное предположение, что он срабатывает вовремя) для противодействия любому ослаблению экономической активности.  

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит такой характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла рабочего места наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то все 15% Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода , - почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене  

Растущий разрыв между спросом на продовольствие и возможностями устойчивого его производства в мире сопровождается нестабильностью цен и конкурентной борьбой на мировом рынке , может существенно дестабилизировать мировую экономику в целом. Ситуация может усугубиться взаимосвязанностью экономических, экологических, социальных и политических проблем, что приводит к росту безработицы, сокращению доходов населения , недоеданию, росту заболеваемости и снижению качества жизни населения . К примеру, годовой улов рыбы в мире составляет около 83 млн т. Однако, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, около 70% мировых рыбных запасов истощены в результате их интенсивной эксплуатации, процесс восстановления идет чрезвычайно медленно.  

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла Выдвигается и тезис о поиске рабочего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то все 15% Но главный вопрос, на который не могут ответить  

Для экономической рискозащищенности, как и безопасности, важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины , несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных разрушительных тенденций. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы , разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции . Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угрозы социально- экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономического развития . С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга , сохранение или утрата позиции на мировом рынке , зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих, изделий или сырья.  

Индикатор количество зарегистрированных преступлений на 100 000 жителей. Почему этот индикатор важен Низкий уровень жизни и безработица влекут за собой низкий уровень культуры , падение нравов и морали. Пропорционально с падением уровня жизни растет уровень преступности. Недостаточность средств финансирования на содержание правоохранительных органов влечет за собой сокращение численности состава патрульно-постовой службы, что в свою очередь повышает риск каждого жителя города стать жертвой преступления. Рост преступности является результатом множества нерешенных экономических, политических и социальных проблем общества. Индикатор количества преступлений показывает уровень социальной напряженности и нестабильности на территории. Он используется для оценки состояния и тенденций динамики преступности в регионе и соответственно деятельности по борьбе с преступностью и снижению криминогенности в обществе. Этот индикатор показывает количество всех зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения. Отрицательная динамика индикатора характеризует устойчивое развитие региона.  

Начнем с рассмотрения трех хорошо известных фактов, характеризующих рост латиноамериканских стран за последние 20 лет. Факт первый заключается в том, что хозяйства многих из этих стран были исключительно динамичны, показывая высокий темп промышленного роста, но что этот высокий темп роста был крайне нестабильным, систематически усугублял неравенство в распределении дохода . Лучший пример дает Бразилия, где среднегодовой темп роста ВНП в период 1965-1980 гг. составил 8,5%, но в 1980-1982 гг. упал до минус 0,3%. Доля дохода богатейших 20% населения страны увеличилась с 54% в 1960 г. до 62% в 1970 г. и 63% в 1980 г. Второй факт состоит в том, что, несмотря на значительную вертикальную мобильность, уровню реальной зарплаты неквалифицированных рабочих в течение долгого времени не удавалось значительно подняться, а промышленный рост даже в период экономических бумов не мог принять оказавшуюся избыточной

Rubino, John - Основатель портала DollarCollapse.com, соавтор вместе с Джеймсом Терком книги Крах доллара (The Collapse of the Dollar, Doubleday), и автор книги Чистые деньги: в поисках успешных акций в зеленых технологиях (Clean Money: Picking Winners in the Green-Tech Boom, Wiley). Пишет для CFA Magazine, редактирует DollarCollapse.com и GreenStockInvesting.com.


Теперь уже понятно, что действия, предпринятые правительствами для противодействия Великой рецессии, могли отсрочить системный крах, но не воскресили прежнюю нормальность. Рост по всему миру очень вялый - то есть, долг продолжает расти быстрее, чем производительный потенциал для его обслуживания, а инфляция (ещё один способ сокращения долговой нагрузки) остаётся ниже целевого уровня.

Сейчас «вялый» рост переходит в «отсутствующий». В США разлетаются пузыри мини-кредитов, такие как автокредиты, ипотеки и студенческие ссуды, что заставляет экономистов пересматривать оптимистичные сценарии на 2016 год. Федеральный банк Атланты, например, в августе предсказывал уверенный рост ВВП 3.8%, а сейчас - меньше 2% , и прогноз продолжает снижаться.

Прогноз роста ВВП США (зеленым)

Не удивительно, что начинается паника. Предполагается, что после решения о выходе из ЕС в Великобритании сложилась уникальная ситуация:

(Telegraph) - официальные данные в пятницу показали, что строительство жилья, общественных объектов и инфраструктуры в августе снизилось, что указывает на быстрый спад в строительной отрасли Великобритании и даже на возможную рецессию.

Объёмы строительства снизились за месяц на 1.5%, что неожиданно после роста на 0.6% в июле, по данным Статистической службы Великобритании. Отдельные индикаторы Банка Англии показывают значительное падение спроса у банков в месяцы, последовавшие за голосованием о выходе из ЕС, так как меньше британцев были готовы принимать серьёзные финансовые решения. Сильно снизился спрос на ипотеку - сальдо 44% банков отражает снижение клиентского интереса, и это самый негативный результат почти за два года.

Управляющий Банком Англии Марк Карни (Mark Carney) сказал аудитории в Ноттингеме, что текущие условия низкой инфляции «будут изменяться», стоимость фунта будет падать, чтобы повысить цены в экономике. Он сказал, что сначала это затронет цены на продукты питания, сообщив, что ситуация «станет трудной» для людей с самыми низкими доходами, так как Великобритания переходит от отсутствия инфляции к появлению некоторой инфляции.

Инфляция, которая за год до сентября составила 0.6%, согласно прогнозам, до конца года вырастет до 3%. Это на целый процент выше цели 2%, установленной Банком Англии.

Здесь в США - где наши проблемы наилучшим образом отражают ситуацию в развитом мире в целом - Фед перестал даже упоминать свою функцию поддержания стабильности цен:

(Рейтер) - Федеральному резерву может потребоваться «экономика высокого давления», чтобы обратить вспять негативные последствия кризиса 2008-2009 годов - снижение объёмов производства и сокращение занятости. Есть риск, что они останутся как шрам, сказала в пятницу председатель Федерального резерва Джанет Йеллен ( JanetYellen ) , рассматривая те сектора экономики, где восстановление может быть недостаточным.

Не упоминая процентные ставки и насущные вопросы политики, Йеллен сказала, что в Федеральном резерве растёт озабоченность по поводу снижения экономического потенциала США, и что для его восстановления могут потребоваться энергичные действия.

В своём обеденном обращении к собранию ответственных лиц и учёных в Бостоне Йеллен заявила, что вопрос в том, можно ли исправить этот ущерб «временным введением «экономики высокого давления» с высоким совокупным спросом и жёстким рынком труда».

«Конечно, можно определить возможные способы для этого», сказал она. Поиск политики, способной понизить уровень безработицы и стимулировать потребление, даже с риском высокой инфляции, может заставить бизнесменов инвестировать, повысить доверие и привести новых работников в экономику.

Глава DoubleLine Capital Джеффри Гундлах ( Jeffrey Gundlach ) сказал, что он это понял так: «Необязательно ужесточать политику только потому, что инфляция превышает 2%... Инфляция может вырасти до 3%, если Фед считает, что это временно».

«Условия сильной экономики могут частично компенсировать вероятный ущерб на стороне предложения, затем в периоды восстановления ответственные лица могут пожелать большего смягчения, чем предполагает традиционное представление об отсутствии сильной зависимости спроса от предложения», сказала Йеллен. Это делает ещё более важной быструю и энергичную реакцию ответственных лиц на экономический спад, чтобы уменьшить его продолжительность и глубину».

Если отбросить броские словечки и отвлекающие внимания выражения, понятно, что кучка экономистов, чьи модели перестали работать, не видя альтернативы (так как они всю жизнь занимались этими моделями), собирается выкрутить рукоятку «до зашкаливания» и посмотреть, что будет.

Отдельные страны в прошлом пробовали «временно повышенные темпы инфляции», и результат всегда и везде был похож на угнанный поезд, который либо сходил с путей, либо врезался в некий неподвижный объект, с очень плохими последствиями. Иными словами, более высокое потребление и инвестиции, получаемые в первое время за счёт роста инфляции, с лихвой компенсировались большей нестабильностью, чем может гарантировать такая политика.

Но никогда ранее денежная паника не охватывала одновременно весь мир, и это означает, что мало о чём из предстоящего можно говорить с уверенностью. По крайней мере вероятно, что сочетание огромных расходов при бюджетном дефиците, как и неограниченное по сути создание денег, действительно обеспечат некий «рост». Но также вероятно, что раз начавшись, этот процесс быстро выйдет из-под контроля - ведь все понимают, что если правительства активно генерируют инфляцию (тем самым активно обесценивая свои деньги), имеет смысл занимать как можно больше и тратить эти средства на любые реальные вещи по любой цене. Будет ли результат назван «бум и крах», или экономисты придумают какой-нибудь другой термин, чтобы переложить вину, но хаос будет гигантским.

И похоже, он скоро начнётся.